Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1428
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Аристотеля о государстве

1. Государство как энтелехия семьи
2. Государство как власть закона
3. Аристотелевская классификация типов государства



Государство как энтелехия семьи


1. Объединение семей

Государство Аристотель рассматривал как развитую форму предшествующих ему семьи и “селения”, по отношению к которым государство выступает как их энтелехия, конечная цель.

Аристотель считает, что государство возникает тогда, когда несколько семей объединяются в некоторое общежитие. Афины возникли потому, что все семьи, которые поклонялась богине Афине, объединились и образовали государство, которое назвали Афины. Государство строится по тому же принципу, по которому строится семья, т. е. по принципу главенства одного ее члена (мужчины) и подчинения ему других членов семьи (жены и детей). Государство складывается по мере роста отдельных общин: изначально общину составляют двое (муж и жена, отец – дети, хозяин и раб); это семейная община; объединяясь, они затем составляют сельскую общину и в конце концов – полис как объединение множества сельских общин.

Как и платон, аристотель видит задачу государства в нравственном совершенствовании граждан. Оно существует ради счастливой и хорошей жизни. Лишь в нем может реализоваться личная добродетель. Аристотель говорит, что добродетель жены – в ее молчаливости. А в целом полис – это “большая семья”.

2. Государство как гарант общинной автаркии

Только полис гарантирует автаркию (т. е. самодостаточность, независимость и самосохранение) общины. Принцип организации полиса – его конституциональное устройство: "Государство есть община граждан, устроенная наилучшим образом".

Государство стоит выше семьи, выше частных лиц; оно относится к своим членам как целое к частям; оно есть первое по своей природе. Но во времени, в порядке возникновения – семья и община предшествовали государству. Сначала под влиянием естественного влечения образовалась человеческая семья, потом под давлением различных обстоятельств семьи сплотились в общины, из которых при дальнейшем развитии человеческого общества образовались государства.

3. Сохранение семьи и частной собственности

Что касается внутреннего порядка в государстве, то аристотель указывает, что для этого сохранение семьи так же необходимо, как и частной собственности: семья, по аристотелю, первичней сельской общины, а та – государства, следовательно, семью как природное установление надо предпочесть обществу, хотя именно государство главным образом ответственно за воспитание юношества.

В вопросе о частной собственности аристотель занимает промежуточную позицию. Общность имущества (по платоновскому образцу) он отвергает. Он пытается избрать средний путь, учитывая опыт Спарты, где «собственность остается частной, но ее использование доступно всем».

В государстве должны поощряться добродетели, способствующие достижению досуга, поскольку конечной целью войны является мир, а целью работы – досуг. Аристотель называет абсурдным взгляд, по которому хорошие люди – только те, кто не имеет досуга или ведет войны (верчусь как белка в колесе). В этом он видел обреченность Спарты.

Разместил: Античный философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 44444
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы