Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Судьба человека предопределена заранее?

Да, я фаталист(ка)
Нет, человек сам кузнец своего счастья
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 839
Комментарии: 2

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Физика Аристотеля



Рассмотрим прежде всего всеобщее понятие природы, составляющей предмет- физического исследования. Подходя философски к необходимости уяснения сущности природы, Аристотель стремится выявить ее первые наиболее общие и глубокие начала. «Так как при всех исследованиях, которые простираются на начала, причины или элементы путем их усвоения, — пишет он в «Физике», — возникают знание и наука (ведь мы тогда уверены в познании всякой вещи, когда узнаем ее первые причины, первые начала и разлагаем ее вплоть до элементов), то ясно, что и в науке о природе надо попытаться определить прежде всего то, что относится к началам». Полемизируя с выдвинутым предшествующими натурфилософами пониманием природы в качестве одной только материи, того основного материала, из которого составлены все существующие естественным образом вещи, Аристотель утверждает, что физик при изучении природы должен искать в ней все четыре причины. А именно: «Физику надлежит знать обо всех (причинах. — А. Н.) и, сводя вопрос «почему» на каждую из них — материю, форму, движущее начало и цель, — он ответит как физик». Тем самым в выработке общего понятия природы он исходит из развитой им в «Метафизике» общефилософской концепции четырех причин, сводимой им далее, как мы установили, к гилеморфизму.

С точки зрения концепции гилеморфизма «природа двояка: с одной стороны, как материя, с другой — как форма». Ибо, во-первых, «она есть первая материя, лежащая в основе каждого из тел, имеющих в себе самом начало движения и изменения», и, во-вторых, «она есть форма и вид согласно понятию». Поскольку, с точки зрения Аристотеля, природные тела заключают в самих себе начало движения и изменения, а не приобретают последние извне, постольку «природою в первом и основном смысле является сущность, а именно сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе, как таковых». Тем самым в понимании природы Аристотель отдает явное предпочтение причине формальной, а не материальной, поскольку именно содержащаяся в форме имманентная (а не внешняя) цель, «то, ради чего», «является причиной определенной материи, а не материя причиной определенной цели». Аристотель, следовательно, трактует природу преимущественно телеологически. Последовательное проведение этой точки зрения ведет к организмической концепции природы. Подчеркивая этот момент, Гегель писал, что «понятие Аристотеля о природе превосходнее современного, ибо главным является у него определение цели как внутренней определенности самой природной вещи. Он, таким образом, понимал природу как жизнь, т. е. как нечто такое, что есть цель в самом себе и единство с самим собою, понимал как нечто такое, что не переходит в другое, а определяет изменения через посредство начала деятельности соответственно своему своеобразному содержанию и благодаря этому сохраняет себя в этих изменениях».

Другим существенным моментом аристотелевской концепции природы является понятие необходимости. Данное понятие присуще атомистической концепции природы, трактовке природных явлений с точки зрения детерминизма, последовательно проведенного принципа внешней причинности. Признавая существенным для понимания природных вещей как принципа имманентной целесообразности, так и принципа (внешней) причинности, Аристотель тем самым трактует природу антиномически, впервые формулируя, а затем разрешая антиномию между необходимостью и целесообразностью, этими двумя, казалось бы, взаимоисключающими способами рассмотрения природных явлений. В этой связи он ставит следующий вопрос: каким образом в определяемых имманентными целями природных вещах налична и осуществляется имеющая место необходимость? Необходимость и имманентная целесообразность, эти два основных момента аристотелевского понимания лрироды, представляют собой конкретные способы, формы осуществления в природных образованиях высших метафизических принципов аристотелевской философии — материи и формы, ибо «необходимость заключена в материи, а «ради чего» — в понятии». При этом Аристотель высказывает фундаментальное пред-лоложение: «Может быть, и в самом понятии имеет место необходимость».

Разместил: Античный философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 19239
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы