Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1419
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Физика Аристотеля



Приступая к разрешению антиномии целесообразности и необходимости в понимании природных явлений, Аристотель считает, что вначале «надо сказать, почему природа относится к разряду причин «ради чего», затем относительно необходимости, как проявляется она в природных явлениях». Природное, согласно Аристотелю, есть то, что сохраняет себя в различных изменениях, однако каким образом это возможно, понять не так просто. «Трудно решить, — пишет он, — что препятствует природе производить не «ради чего» и не потому, что «так лучше», а как Зевс, который посылает дождь совсем не для роста хлебов, а в силу необходимости. Именно испарение, поднявшись кверху, должно охладиться, и после охлаждения, сделавшись водой, спуститься вниз, а когда это произошло, хлебу приходится расти. Подобным образом, если хлеб погибнет на гумне, дождь идет не для того, чтобы погубить его, а это произошло по совпадению. Следовательно, что же препятствует, чтобы таким же образом обстояло в природе дело и с частями животных, чтобы, например, по необходимости передние зубы вырастали острыми, приспособленными для разрывания, а коренные — широкими, годными для размягчения пищи, так как не ради этого они возникли, но это совпало случайно. Так же и относительно прочих частей, в которых, по-видимому, осуществляется «ради чего». Части, где все совпало так, как если бы они образовались ввиду определенной цели, — составившись сами собой надлежащим образом, — сохранились; в которых это не произошло, погибли и погибают, как те «быкорож-денные мужеликие», о которых говорит Эмпедокл». Аристотель здесь полемизирует с концепцией происхождения жизни, развитой Эмпедоклом. Согласно этой концепции, вначале образовались отдельные органы растений и животных организмов, которые затем случайным образом оказались связанными друг с другом, и те случайные образования или сочетания отдельных органов, которые оказались лучше приспособленными к условиям среды, в итоге выжили и сохранились, а неприспособленные, в том числе и «быкорожденные мужеликие», погибли.

Аристотель отвергает, однако, эту основанную на случайности точку зрения на природные образования, последовательно проводя тезис об имманентной целесообразности, присущей всем явлениям жизни. «Все упомянутое, — пишет он, — так же как все природные образования, возникает определенным образом или всегда или по большей части; из образований случайных и самопроизвольных ни одно не возникает так. Ведь, кажется, не случайно и не вследствии совпадения идут частые дожди зимой, но это бывает, если солнце в созвездии Пса; так же не случайна жара под знаком Пса, если она будет зимой. Если, таким образом, что-нибудь существует, как нам кажется, или вследствие совпадения или ради чего-нибудь и невозможно ему быть ни по совпадению, ни самопроизвольно, то оно будет ради чего-нибудь. Но ведь все упомянутые явления существуют по природе, как признают это и сами рассуждающие о них; следовательно, имеется причина «ради чего» в том, что возникает и существует по природе. Далее, в том, где есть какая-нибудь цель, ради нее делается и первое и следующее по порядку. Итак, как делается каждая вещь, такова она и есть по своей природе, и какова она по природе, так и делается, если ничто не будет мешать. Делается же ради чего-нибудь, следовательно, и по природе существует ради этого».

Наличие имманентной целесообразности роднит между собой образования природы и порождения искусства, которое частью подражает, а частью завершает создаваемое природой. «Если, таким образом, искусственные произведения возникают ради чего-нибудь, то ясно, что и природные, ибо последующее и предыдущее и в искусственных и в природных произведениях одинаковым образом относятся друг к другу». Присущая образованиям природы внутренняя цель порождает из себя и средства для своего сохранения и воспроизведения. Благодаря этим средствам природа достигает и осуществляет свою цель. «Так что, — продолжает Аристотель, — если по природе и ради чего-нибудь ласточка делает гнездо, а паук — паутину и растения производят листья ради плодов, а корни растут не вверх, а вниз ради питания, то очевидно, что имеется подобная причина в телах, возникающих и существующих по природе. А так как природа двояка: с одной стороны, как материя, с другой — как форма, она же цель, а ради цели существует все остальное, то она и будет причиной «ради чего». Правда, в образованиях природы, как и в продуктах искусства, иногда цель не достигается, что проявляется в наблюдаемых в природе уродствах и в ошибках искусства. Однако это не служит опровержением присущей им целесообразности, а является результатом определенных отклонений, например повреждения семени, из которого развивается то или иное природное образование. Таким образом, все природные образования заключают в себе имманентную целевую причину, обеспечивающую их сохранение и воспроизведение.

Что же касается необходимости, то она существует как предпосылка, как условие осуществления целевой причины. На первый взгляд кажется, рассуждает Аристотель, что при постройке, например, дома стена возникает в силу необходимости, поскольку камни, будучи по природе тяжелыми, образуют фундамент, а наверху оказываются деревянные части, будучи по природе более легкими, чем первые. И это (эти соотношения) действительно имеет место при строительстве, однако важнее другое. Хотя стена и не могла возникнуть без этих материалов, однако она возникла не по их причине, но ради защиты и спасения, т. е. ради определенной цели, которая относится к этим материалам и к присущему им необходимому природному соотношению как к своим условиям и предпосылкам. «То же, — обобщает Аристотель, — приложимо ко всему прочему, где имеется «ради чего»; возникает оно не без вещей, заключающих в себе природу необходимости, но и не по их причине — если только не брать их как материю, а ради чего-нибудь». Таково аристотелевское разрешение антиномии необходимости и целесообразности, заключенных соответственно в материи и понятии и определяющих возникновение и существование произведений природы и искусства.

Разместил: Античный философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 19227
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы