Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 988
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Физика Аристотеля



В пределах этой основной концепции физики Аристотель рассматривает более частные вопросы, обсуждая и разрешая их философски. Прежде всего он переходит к рассмотрению движения. Значимость выяснения сущности движения заключается в том, что поскольку природа есть начало движения и изменения, постольку «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Аристотель признает, что всякое движение необходимо требует некоторого места и времени, а также связано с непрерывностью, которая в свою очередь является формой проявления бесконечного. Кроме того, «не существует движения помимо вещей, так как все изменяющееся изменяется всегда или в отношении сущности, или количества, или качества, или места». Поскольку каждая из перечисленных категорий присуща предмету двояким образом: либо как его форма, либо как лишенность этой формы, постольку в конечном итоге «видов движения и изменения столько же, сколько и сущего».

Избирая исследовательскую стратегию, согласно которой «теоретическое рассмотрение частного должно следовать за рассмотрением общего во вторую очередь», Аристотель прежде всего определяет движение всеобщим образом, исходя из основополагающих в его системе категорий возможности и действительности, энтелехиального и потенциального бытия. В связи с этим «движение есть энтелехия существующего в потенции, поскольку оно таково». В другом месте он пишет, что «движением надо считать осуществление в действительности возможного, поскольку это — возможное». Понятое в этом всеобщем смысле движение охватывает собой и различные частные виды движения, «например, энтелехия могущего качественно изменяться, поскольку оно способно к такому изменению, есть качественное изменение; энтелехия способного к росту и убыли (общего имени для обоих нет) есть рост и убыль, способного возникать и уничтожаться — возникновение и уничтожение, способного перемещаться — перемещение». Аристотель, таким образом, выделяет шесть основных частных видов движения: качественное изменение, две противоположные формы количественного изменения (рост и убыль), возникновение и уничтожение и, наконец, перемещение.

Согласно Аристотелю, всякое физическое движение имеет начало и причину, исходящие от некоторого двигателя. «Форму же,— пишет он, — будь то определенная сущность, или определенное качество, или определенное количество, всегда привносит двигатель, каковой будет началом и причиной движения, в то время когда двигает, например, действительный человек производит из человека в возможности человека». Однако, поскольку движущее и движимое различны, возникает затруднение: с одной стороны, движение находится в подвижном, с другой стороны, оно есть энтелехия от воздействия тела, способного двигать. Разрешение этого затруднения Аристотелем основывается на признании тождества энергии движущего и движимого тела: «Энтелехия должна быть у обоих, ибо способное двигать существует вследствие потенции, движущее же — вследствие проявления энергии: но она возбудитель тела, способного двигаться. Следовательно, у них обоих в равной мере одна энергия, подобно тому как имеется один интервал от одного к двум и от двух к одному и у восходящих и спускающихся. Они существуют как одно, но понятие их не одно». Различие понятий заключается в том, что в одном случае имеется действование, исходящее от двигателя, в другом — страдание, присущее движимому двигателем телу. Однако «ничто не препятствует в двух телах находиться единой энергии, только не так, чтобы они были тождественны по бытию, а как возможное относится к проявляющему себя в действии» .

Вслед за рассмотрением движения Аристотель переходит к исследованию проблемы бесконечности. «Так как наука о природе,— формулирует он постановку проблемы, — имеет дело с величинами, движением и временем, каждое из которых необходимо должно быть бесконечным или конечным (хотя не все является бесконечным или конечным; например, состояние или точка: им одинаково, может быть, нет необходимости быть ни тем, ни другим), то будет уместно, ведя исследование о природе, рассмотреть вопрос о бесконечном, существует оно или нет, и если существует,, что оно такое». Все предшествующие мыслители, рассматривавшие природу бесконечного, небезосновательно, как полагает Стагирит, трактовали его как начало, поскольку невозможно приписывать ему какое-либо иное значение. Ибо «все существующее или является началом или исходит из начала; для бесконечного же не существует начала, так как оно было бы его пределом». Кроме того, бесконечное, как и начало, не возникает и не уничтожается, являясь бессмертным и неразрушимым. Уверенность в том, что бесконечное существует, рассуждает Аристотель, возникает «из пяти оснований: из времени (ибо оно бесконечно), из разделения величин (ведь и математики пользуются бесконечным); далее, что только таким образом не иссякнут возникновение и уничтожение, если будет бесконечное, откуда берется возникающее. Далее, из того, что конечное всегда граничит с чем-нибудь, так что необходимо, чтобы не было никакого предела, раз необходимо, чтобы одно всегда граничило с другим. Но больше всего и главнее всего — что доставляет для всех затруднение — на том основании, что мышление не останавливается: и число кажется бесконечным, и математические величины, и то, что лежит за небом; а если лежащее за небом бесконечно, т жажется бесконечным тело, и существует бесконечное множество миров, ибо почему пустоты будет, например, больше здесь, а не там?».

Разместил: Античный философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 19240
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы