Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Идея познаваемости мира и научный метод: принцип эмпиричности



Если античные скептики утверждали, что точное и недвусмысленное знание о вещах невозможно в силу «всеобщей текучести» вещей, то принцип эмпиричности предполагает, напротив, возможность — с помощью специализированных познавательных предметно-чувственных процедур и последующей логической обработки полученных данных — такой конструктивизации действительности, при которой преодолевается «всеобщая текучесть» вещей и формулируются «точные и лишенные противоречия» высказывания о действительности.
Подобные высказывания формулируются благодаря разработке и осуществлению специализированных процедур получения чувственной информации, которые предполагают, с одной стороны, достаточно сложную систему логико-онтологических допущений о действительности, а с другой — создание и использование особых материальных устройств — приборов, экспериментальных установок, позволяющих реализовать указанные допущения.
Принцип эмпиричности предполагает необходимость создания все более разнообразных и усложненных средств исследования, без которых научно-эмпирические процедуры оказываются просто невозможными. Поэтому «точные» и «лишенные противоречия» суждения о действительности, формулируемые благодаря Э-процедурам, в конечном итоге имеют своим основанием достаточно развитую и усложненную предметно-чувственную деятельность, практику оперирования с предметами, их трансформации, «приспособления» к нуждам и потребностям общественного субъекта. Для античных скептиков мир действительно был непознаваем как в силу явной недостаточности его теоретического осмысления (понимания), так и низкого уровня его технико-технологического, материально-производственного освоения. «Мир в себе» потенциально познаваем, но актуально познаваемым мир становится лишь благодаря развитию социального субъекта, его материально-производственной и социально-исторической практики, что, в частности, находит свое выражение в создании и развитии специализированных средств, орудий познания, в частности, в виде приборов и экспериментальных установок.
Утверждая необходимость создания особых ситуаций получения чувственной информации, которые имеют место в Э-процедурах, принцип эмпиричности выступает как антитеза генетическому рационализму. Следует подчеркнуть, что рационалистическое пренебрежение к эмпирическому методу как основе современной науки отнюдь не является простым анахронизмом. Критики феноменологии Гуссерля указывают, что в феноменологической концепции обоснования науки в качестве теоретического базиса науки рассматриваются интуиция (в частности, эйдетическая) и эйдетическая онтология, однако явно недооцениваются роль эмпирических фактов, их значение в современной науке[59]. Согласно Гуссерлю, научные идеализации базируются на нашем непосредственном жизненном опыте («опыте жизненного мира»). Однако, как отмечает Г. Гаттинг, жизненный мир Гуссерля — это не реальный эмпирический мир, который дан ученому благодаря эмпирическим процедурам и который он имеет в виду в своем исследовании, а результат «конституирующей деятельности трансцендентального Эго». Феноменология Гуссерля в своеобразной форме воспроизводит иллюзии классического рационализма о неограниченных возможностях внечув-ственного (внеэмпирического) постижения мира60. Поскольку ученый принимает принцип эмпиричности, он подвергает отрицанию подобную «аристократическую иллюзию». Принцип эмпиричности утверждает невозможность научно-рационального познания объектов вне их «включения» в сферу чувственного опыта посредством специализированных познавательных процедур, предполагает необходимость получения чувственной информации об объектах с помощью особых «искусственно созданных» материальных систем — приборов и экспериментальных устройств,— позволяющих однозначно и интерсубъективно концептуализировать эту информацию.
Создание и совершенствование специализированных средств, орудий познания является одной из сущностных черт научного метода61. Использование специфических средств, инструментов познания характеризует науку как особый тип человеческой деятельности, особый способ познавательного отношения человека к действительности, они опосредуют познавательное отношение человека к миру, выступают своеобразным базисом этого отношения. Специализированные средства познания (которые концентрируют в себе предшествующий практический и познавательный опыт, накопленное знание о мире) обеспечили выход за пределы обыденного знания, неограниченные возможности расширения «горизонта познания», успешную реализацию идеалов объективности и достоверности познания, проникновения в сущностные связи действительности [62]. Вклад античности в развитие цивилизации состоял, в частности, в том, что античные ученые заложили основы математики как систематической науки. Математика выступила впоследствии как важнейший инструмент познавательного освоения мира. Однако соединение математики и опытного исследования природы стало возможным лишь благодаря созданию особого типа материальных посредников между человеком и окружающим миром в виде научных приборов, экспериментальных установок.

Разместил: Научный философ Дата: 27.03.2009 Прочитано: 68020
Распечатать

Всего 1 на 12 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 >>

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Наивный эмпиризм
24.03.2009 - Рассудочный эмпиризм
24.03.2009 - Чистый эмпиризм. Эмпирический интуиционизм (Беркли)
24.03.2009 - Чистый эмпиризм. Сенсуализм (Кондильяк)
24.03.2009 - Чистый эмпиризм. Теория, основывающаяся на вере (Юм)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы