Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1054
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Идея познаваемости мира и научный метод: принцип эмпиричности



2. «Генетический тезис» эмпиризма и принцип эмпиричности. Идея научного эксперимента


Особое место Ф. Бэкона и Дж. Локка в истории становления научного мышления обусловлено тем, что они со всей определенностью подвергли критике доктрину генетического рационализма и сформулировали тезис генетического эмпиризма. Бэкон и Локк определенным образом обосновали этот тезис, но Эйнштейн прав в том смысле, что никакое логическое обоснование этого тезиса не может рассматриваться как «доказательство невозможности» получения знания о реальности с помощью чистого мышления.
В теории познания мы не можем «вывести» логически антирационалистический тезис из каких-либо более общих представлений, например из идеи объективной истины или идеи познаваемости мира. Логически идея объективной истины, как и идея познаваемости мира (возможности «совпадения», согласования мышления и бытия, субъекта и объекта), совместима с тезисом генетического рационализма, и поэтому его опровержение заключается не в том, что может быть показано (обнаружено) его несоответствие идее объективной истины, но в том, что может быть показана безуспешность длительных попыток познать мир с помощью чистого мышления, осознан тот факт, что действительное познание мира всегда опирается на данные органов чувств.
Заслуга Бэкона и Локка состояла в том, что они философски осмыслили упомянутый факт, возвели его в исходный принцип теории познания. Тем самым они выразили доктрину, согласно которой познание мира с Помощью одного лишь чистого мышления невозможно, мир в принципе непознаваем, если ограничиться знанием, полученным с помощью «чисто логических средств». Бэкон и Локк утвердили невозможность познания мира путем лишь «чистого мышления» в качестве основного гносеологического принципа. Это означало существенную модификацию представлений об условиях реализации идеи объективно истинного знания: если в античности эта идея ассоциировалась с представлением о неограниченной проницательности чистого мышления, то в Новое время необходимым условием достижения объективно истинного знания признаются чувственный опыт, «контакт» органов чувств с внешним миром.
Указывая на роль Бэкона и Локка в опровержении генетического рационализма, следует вместе с тем подчеркнуть тот вклад, который Бэкон, Галилей и Ньютон внесли в выработку методологической формы концепции генетического эмпиризма. Эти мыслители не ограничились общей гносеологической формой тезиса эмпиризма, а придали ему конкретный методологический смысл, сформулировали основные идеи методологической программы естественнонаучного познания и тем самым раскрыли положительное методологическое содержание тезиса генетического эмпиризма. Чтобы отличать это положительное методологическое содержание эмпиризма от отрицательного «методологического тезиса эмпиризма» в смысле Л. Б. Баженова, мы будем говорить о принципе эмпиричности научного познания и о соответствующих мировоззренческих и методологических установках, в которых раскрывается содержание принципа эмпиричности.
Характерная черта этих методологических установок заключается в том, что они выражают важнейшие условия, предпосылки и формы методологической реализации тезиса генетического эмпиризма, переводят его из сферы абстрактного гносеологического утверждения в сферу методологии научного познания. Вместе с тем эти установки, кaк правило, необходимо принимаются каждым естествоиспытателем как неотъемлемые компоненты его мировоззрения, представляют собой существенные элементы научного рационализма. Основная из этих установок может быть сформулирована как тезис о неотделимости естественнонаучного познания от системы познавательных процедур определенного типа — наблюдений, измерений и экспериментов, которые могут быть в общем названы «эмпирическими процедурами» (сокращенно Э-процедурами). Э-процедуры представляют собой целенаправленные, сознательно контролируемые и достаточно жестко регламентируемые процессы (акты) познавательной деятельности, благодаря которым осуществляется непосредственный контакт органов чувств субъекта исследования с некоторой реальностью, совпадающей с объектом исследования, или, во всяком случае, представляющей этот объект, и в результате которых субъект исследования имеет возможность получить определенное объективное и достоверное знание, достоверную информацию об объекте.
Принцип эмпиричности содержит в качестве важнейшего тезиса утверждение, что объективное и достоверное познание природы невозможно без Э-процедур, что Э-процедуры являются необходимым условием и предпосылкой реализации идеи научно-рационального познания.
Принятие принципа эмпиричности означает последовательное отрицание не только генетического рационализма, но и финитистского тезиса и выражает глубокое убеждение научного мышления в том, что только постоянный и все время расширяющийся контакт субъекта познания с внешним миром посредством Э-процедур, благодаря чему осуществляется в рамках научного метода непрерывный приток чувственной информации о действительности, создает условия, при которых наши познавательные способности не исчерпываются. Это утверждение, которое кажется для современного ученого «самоочевидным», в XVII в. явилось тем выдающимся философским и методологическим открытием, без которого были бы невозможны становление и развитие науки Нового времени; его мировоззренческое значение можно, пожалуй, сравнить с тем открытием, которое сделали элеаты в античности, обнаружив и осознав принципиальное различие между мыслью и ощущением, между логическим мышлением и чувственным восприятием. Философское открытие фундаментальной роли Э-процедур в познании природы и было сделано Ф. Бэконом и Г. Галилеем. Их непреходящая заслуга состоит прежде всего в том, что они эксплицировали само понятие «опыт». О значении опыта в познании, о его необходимости говорили многие мыслители до Ф. Бэкона и Г. Галилея, однако само понятие «опыт» не имело достаточно определенного смысла, оно употреблялось для обозначения акций с элементами магии (заклинания и т. д.), «мистического опыта» духовного прозрения, «внутреннего опыта» типа локковского самонаблюдения [23].

Разместил: Научный философ Дата: 27.03.2009 Прочитано: 52407
Распечатать

Всего 1 на 12 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 >>

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Наивный эмпиризм
24.03.2009 - Рассудочный эмпиризм
24.03.2009 - Чистый эмпиризм. Эмпирический интуиционизм (Беркли)
24.03.2009 - Чистый эмпиризм. Сенсуализм (Кондильяк)
24.03.2009 - Чистый эмпиризм. Теория, основывающаяся на вере (Юм)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы