1. Общие положения
2. Дуализм души
3. Учение об анамнезисе (воспоминании)
4. Бессмертие человеческой души
5. Состав души
Общие положения
1. Как возникли души?
Демиург призвал богов, чтобы они образовали смертную часть человеческих существа, Сам же он образовал его бессмертную часть – душу.
По словам "Тимея", Творец смешал еще раз идеальные и материальные начала в том сосуде, в котором составлена была Мировая Душа, и сотворил из этой смеси, менее чистой, чем прежняя, человеческие души по числу звезд небесных.
Получается, что индивидуальные души сродны Мировой Душе. Они – посредствующие начала между идеей и явлением и как таковые образуют и одушевляют человеческие тела, сообщая им разум и познание. Душа есть жизнь; она настолько причастна идее жизни, что смерть не может войти в нее; она обладает простотой, единством, чистотой, разумом.
2. Странствие души
Души помещаются сначала на звездах, и во время небесного круга каждая душа созерцает надзвездный мир, исполняясь истиной; затем они нисходят на землю по воле Демиурга и воплощаются в чел. телах. Все первые души явились в мужском образе. Если во время земной своей жизни душа соблюдает свое божественное происхождение и твердо противится влечениям тела, то после смерти его она возвращается вновь на свою звезду.
В противном случае, оскверненная плотью, она переселяется в низшие формы; если затем она не улучшается нравственно, она падает еще ниже, являясь сперва в теле женщины, затем воплощаясь в теле животных и птиц. Порода животных, в которые переселяется душа, зависит от характера, который был у человека при жизни. Описание этих превращений в "Тимее" носит юмористический характер, и трудно отделить иронию от серьезного убеждения, как вообще и в др. мифах Платона. Учение о переселении душ (метемпсихоз) является у Платона и во многих др. диалогах ("Федр", "Государство", "Федон").
|