|
Взаимосвязь философского и частнонаучного в пифагореизме |
---|
Более того, философская трактовка арифметического понятия числа и его переработка в общемировоззренческую и методологическую категорию заложена уже в теоретической предпосылке пифагорейского учения, в концепции, согласно которой все в мире определяется числом 7. Уже в ней явным образом осознано и сформулировано различие философского понимания природы числа и понимания числа в собственно математическом смысле, в смысле чисто внешней, количественной характеристики вещей и явлений; уже в этой септадической форме учения число трактуется в смысле внутренней, существенной основы всего сущего, получающей вместе с тем и свое внешнее проявление в различных частных областях природного существования. Таким образом, не только на этапе зрелого пифагорейского учения, но даже в пред-пифагорейском (если следовать гипотезе Рошера) «гебдомадическом мировоззрении» числа имели прежде всего общефилософский, универсально-мировоззренческий смысл.
Вследствие того что содержательно-философское понимание природы чисел имеет место на всех этапах эволюции пифагореизма, неправомерно квалифицировать пифагорейское учение (рассматривая его как целостное образование) в качестве собственно «математической философии», представляющей собой не что иное, как простую абсолютизацию значения чисто количественных понятий числа и числовых отношений, как возведение арифметических понятий числа и числовых соотношений в их прямом, собственно количественном смысле в ранг всеобщего философского принципа. На всех этапах развития пифагорейского учения «философские» числа представляют собой не просто прямую, непосредственную абсолютизацию понятия числа и числовых отношений, а эти арифметические значения чисел подвергались качественной переработке и переосмыслению в фундаментальные философские принципы по мере развития и углубления философского элемента пифагореизма.
Осмысление и обоснование специальных арифметических и геометрических понятий на основе всеобщих философских принципов привели к тому, что пифагорейская математика и вся пифагорейская наука в целом приобрели философский характер. В результате такой обработки и переработки различных разделов специального знания на основе универсальных философских принципов пифагореизм сформировался в достаточно развитое, в логическом отношении последовательное философско-научное мировоззрение, в котором его собственно методологическая основа (принцип «число есть сущность всех вещей») получила развернутое, широкое применение. Частнонаучные теоретические построения пифагорейцев оказались существенно связанными с их основной, фундаментальной философемой.
В этом заключается существенное отличие пифагорейской науки от современной науки. Достигнув значительной автономии по отношению к философии, современные частные науки в своих собственных пределах чаще всего не рассматривают, не анализируют специально своих оснований, а если и обращаются к такому анализу оснований, то лишь в критические, революционные моменты своего развития. В течение же периодов спокойного, эволюционного развития той или иной области знания ученые концентрируют свое внимание прежде всего на разработке частностей той или иной принятой в данное время основной теоретической концепции, не ставя своей специальной задачей не только выяснение взаимоотношений этой концепции с общими философскими предпосылками и принципами, но и уяснение ее взаимоотношений с другими близко или далеко лежащими научно-теоретическими построениями.
Справедливости ради следует признать, что и к моменту формирования пифагорейского философско-научного мировоззрения такое философское обсуждение оснований математики и других наук еще не выделилось в самостоятельную исследовательскую область методологического знания. Сама необходимость такого выделения впервые была осознана Демокритом, а более строго и глубоко сформулирована Платоном и Аристотелем. Что же касается древнепифагорейского учения, то, как и в других древнегреческих натурфилософских учениях, философская рефлексия исходных оснований частнонаучного знания оказывалась здесь прямым, непосредственным продолжением той общетеоретической тенденции, которая заключала в себе необходимость доведения познания до его изначальных, первых оснований и принципов. Наивный характер взаимосвязи частнонаучного и философского знания, типичный не только для пифагореизма, но и для целого ряда натурфилософских построений античности, заключался именно в том, что философское осмысление оснований частнонаучного знания (в пифагореизме — непосредственно оснований арифметики и опосредствованно, вследствие универсальной применимости последней ко всем областям реальности — всех других специальных областей знания) осуществлялось еще без осознания глубокого качественного различия философского способа познания и вырабатываемого им знания всеобщего типа, с одной стороны, и знаний, вырабатываемых на основе специальных приемов и методов исследования частными науками, — с другой.
И все же, несмотря на отсутствие сознательного разграничения областей собственно научного и философского исследования и связанное с этим отсутствие сознательного разграничения философского и специально-научного знания (а в конечном итоге — и методов их выработки и получения) в пифагореизме в целом налицо уже более глубокое, нежели у милетских мыслителей, понимание высшей ценности и значения философской деятельности по сравнению с деятельностью частнонаучной, направленной на разрешение тех или иных специальных задач. Это понимание выражается как в различении пифагорейцами низшей, дофилософской и высшей, философской ступеней образования, так и во все возрастающем значении собственно философского элемента в процессе исторического и логического развития пифагорейского учения в целом.
Субъективно разграничение философии и науки выразилось в различной оценке пифагорейцами философской и научной деятельности. Объективно оно выразилось в том, что в пределах: учения формулировались положения различной степени общности и содержательной значимости: с одной стороны, такие всеобщие по своему смыслу и значению принципы, как «число есть сущность всех вещей» или «начала чисел есть принципы как самих чисел, так и всех вещей и Вселенной в целом», с другой — такие частные, специально-научные положения, как деление чисел на простые и сложные, квадратные, прямоугольные и треугольные — в арифметике; определение точки, линии и плоскости — в геометрии; различение интервалов (октавы, квинты и кварты) — в акустике.
| Разместил: Пифагореец Дата: 26.10.2010 Прочитано: 14514 | | |
|
|
Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице<< 1 2 3 4 >> |
|
Дополнительно по данной категории |
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|