Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1427
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Взаимосвязь философского и частнонаучного в пифагореизме



Более того, философская трактовка арифметического понятия числа и его переработка в общемировоззренческую и методологическую категорию заложена уже в теоретической предпосылке пифагорейского учения, в концепции, согласно которой все в мире определяется числом 7. Уже в ней явным образом осознано и сформулировано различие философского понимания природы числа и понимания числа в собственно математическом смысле, в смысле чисто внешней, количественной характеристики вещей и явлений; уже в этой септадической форме учения число трактуется в смысле внутренней, существенной основы всего сущего, получающей вместе с тем и свое внешнее проявление в различных частных областях природного существования. Таким образом, не только на этапе зрелого пифагорейского учения, но даже в пред-пифагорейском (если следовать гипотезе Рошера) «гебдомадическом мировоззрении» числа имели прежде всего общефилософский, универсально-мировоззренческий смысл.
Вследствие того что содержательно-философское понимание природы чисел имеет место на всех этапах эволюции пифагореизма, неправомерно квалифицировать пифагорейское учение (рассматривая его как целостное образование) в качестве собственно «математической философии», представляющей собой не что иное, как простую абсолютизацию значения чисто количественных понятий числа и числовых отношений, как возведение арифметических понятий числа и числовых соотношений в их прямом, собственно количественном смысле в ранг всеобщего философского принципа. На всех этапах развития пифагорейского учения «философские» числа представляют собой не просто прямую, непосредственную абсолютизацию понятия числа и числовых отношений, а эти арифметические значения чисел подвергались качественной переработке и переосмыслению в фундаментальные философские принципы по мере развития и углубления философского элемента пифагореизма.

Осмысление и обоснование специальных арифметических и геометрических понятий на основе всеобщих философских принципов привели к тому, что пифагорейская математика и вся пифагорейская наука в целом приобрели философский характер. В результате такой обработки и переработки различных разделов специального знания на основе универсальных философских принципов пифагореизм сформировался в достаточно развитое, в логическом отношении последовательное философско-научное мировоззрение, в котором его собственно методологическая основа (принцип «число есть сущность всех вещей») получила развернутое, широкое применение. Частнонаучные теоретические построения пифагорейцев оказались существенно связанными с их основной, фундаментальной философемой.

В этом заключается существенное отличие пифагорейской науки от современной науки. Достигнув значительной автономии по отношению к философии, современные частные науки в своих собственных пределах чаще всего не рассматривают, не анализируют специально своих оснований, а если и обращаются к такому анализу оснований, то лишь в критические, революционные моменты своего развития. В течение же периодов спокойного, эволюционного развития той или иной области знания ученые концентрируют свое внимание прежде всего на разработке частностей той или иной принятой в данное время основной теоретической концепции, не ставя своей специальной задачей не только выяснение взаимоотношений этой концепции с общими философскими предпосылками и принципами, но и уяснение ее взаимоотношений с другими близко или далеко лежащими научно-теоретическими построениями.

Справедливости ради следует признать, что и к моменту формирования пифагорейского философско-научного мировоззрения такое философское обсуждение оснований математики и других наук еще не выделилось в самостоятельную исследовательскую область методологического знания. Сама необходимость такого выделения впервые была осознана Демокритом, а более строго и глубоко сформулирована Платоном и Аристотелем. Что же касается древнепифагорейского учения, то, как и в других древнегреческих натурфилософских учениях, философская рефлексия исходных оснований частнонаучного знания оказывалась здесь прямым, непосредственным продолжением той общетеоретической тенденции, которая заключала в себе необходимость доведения познания до его изначальных, первых оснований и принципов. Наивный характер взаимосвязи частнонаучного и философского знания, типичный не только для пифагореизма, но и для целого ряда натурфилософских построений античности, заключался именно в том, что философское осмысление оснований частнонаучного знания (в пифагореизме — непосредственно оснований арифметики и опосредствованно, вследствие универсальной применимости последней ко всем областям реальности — всех других специальных областей знания) осуществлялось еще без осознания глубокого качественного различия философского способа познания и вырабатываемого им знания всеобщего типа, с одной стороны, и знаний, вырабатываемых на основе специальных приемов и методов исследования частными науками, — с другой.

И все же, несмотря на отсутствие сознательного разграничения областей собственно научного и философского исследования и связанное с этим отсутствие сознательного разграничения философского и специально-научного знания (а в конечном итоге — и методов их выработки и получения) в пифагореизме в целом налицо уже более глубокое, нежели у милетских мыслителей, понимание высшей ценности и значения философской деятельности по сравнению с деятельностью частнонаучной, направленной на разрешение тех или иных специальных задач. Это понимание выражается как в различении пифагорейцами низшей, дофилософской и высшей, философской ступеней образования, так и во все возрастающем значении собственно философского элемента в процессе исторического и логического развития пифагорейского учения в целом.

Субъективно разграничение философии и науки выразилось в различной оценке пифагорейцами философской и научной деятельности. Объективно оно выразилось в том, что в пределах: учения формулировались положения различной степени общности и содержательной значимости: с одной стороны, такие всеобщие по своему смыслу и значению принципы, как «число есть сущность всех вещей» или «начала чисел есть принципы как самих чисел, так и всех вещей и Вселенной в целом», с другой — такие частные, специально-научные положения, как деление чисел на простые и сложные, квадратные, прямоугольные и треугольные — в арифметике; определение точки, линии и плоскости — в геометрии; различение интервалов (октавы, квинты и кварты) — в акустике.

Разместил: Пифагореец Дата: 26.10.2010 Прочитано: 14514
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

01.03.2011 - Пифагореизм. Общая характеристика
17.11.2010 - Пифагорейский союз
15.11.2010 - Философия пифагорейцев
14.11.2010 - Число как сущность вещей
10.11.2010 - Пифагорейская космология

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы