Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 917
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Взаимосвязь философского и частнонаучного в пифагореизме



Логично предположить, что следующий познавательный шаг был бы шагом теоретической, общеметодологической рефлексии над этими различными по форме и содержанию, а следовательно, :и по своей познавательной ценности и значению положениями, непосредственно приводящим к вопросу, связанному с необходимостью выявления и определения их специфики, т. е. к постановке проблемы разграничения общефилософского и специально-научного знания. Непосредственно вслед за решением задачи разграничения философских принципов и положений частнонаучного характера логически возникал бы вопрос о конкретной связи и взаимоотношении этих различных типов знания. И действительно, историческое развитие философского и научного познания привело к осознанию необходимости постановки и решения этих двух вопросов. Такого рода проблемы были поставлены Платоном и Аристотелем.

Подводя итоги рассмотрению проблемы взаимосвязи философского и частнонаучного познания в древнем, доплатоновском пифагореизме, необходимо отметить следующее. Трактовка взаимоотношения философского и частнонаучного знания в пифагореизме основывается на неявном допущении неразрывного, органического единства общефилософских принципов и теоретических концепций частнонаучного характера. Это выразилось прежде всего в отсутствии постановки самой задачи их строгого разграничения. Вследствие этого философские принципы пифагорейцев и прежде всего их основная философема «число есть сущность всех вещей» прямо использовались для выработки частнонаучных концепций — космологических, астрономических, арифметических, геометрических, физических, антропологических, психологических, медицинских и т. д., непосредственно включаясь в них и составляя их существенное теоретическое ядро. Результатом этого явились логически последовательное проведение философского принципа числа в различных областях знания и формирование достаточно развитого, универсального философско-научного мировоззрения, объективно-идеалистического по своей основной тенденции.

Хотя объективно основной принцип пифагорейской метафизики уже был ясно выделен и зафиксирован (более того, были выделены и определены его конкретные, представляющие собой ту или иную его модификацию, формы, конституировавшиеся на различных этапах эволюции пифагореизма), тем не менее в пифагореизме, по крайней мере в его древней форме, было далеко не полностью осознано то обстоятельство, что этот принцип представляет собой всеобщую, высшую форму знания, занимающую особое, исключительное положение по отношению к знаниям частнонаучного характера и имеющую своеобразное, отличное от последних значение и смысл. Своеобразие философского принципа выяснится несколько позднее, в диалогах Платона и трудах Аристотеля, которые, поставив проблему оснований универсальности философского знания, подвергнут специальному теоретическому рассмотрению его природу, а в связи с этим и природу частнонаучного знания. В ходе этого рассмотрения определится не только экстенсивная, но и интенсивная характеристика философских принципов, т. е. характеристика их в качестве последних, предельно глубоких форм постижения мира как целого. В связи с этим будет поставлена и по-своему (вполне удовлетворительно для той стадии культурно-исторического развития) решена задача определения специфики философского познания и его соотна шения с частнонаучным познанием. Кроме того, в учении Пла тона со всей определенностью будет сформулирован вопрос о специфике философского метода исследования по сравнению с методами и приемами познания, свойственными частнонаучным дисциплинам.

Следует, однако, подчеркнуть, что при всей незрелости и неразвитости общеметодологической рефлексии в пифагореизме различение философского и частнонаучного знания и трактовка вопроса о форме их взаимосвязи проступают уже более ясно и определенно, чем в учениях милетцев. Можно констатировать, что в процессе эволюции пифагорейского учения во все возрастающей мере осознавалась необходимость основательной разработки собственно философского элемента учения. Это выразилось в последовательном углублении и обобщении теоретического смысла и содержания основного философского принципа «число есть сущность всех вещей». Поэтому следует признать, что в пифагореизме как целостном учении на всем протяжении его существования и развития существенное внимание уделялось прежде всего углубленной разработке общеметодологического основания учения, универсального метода осмысления, способа концептуализации, развернутого в результате своего последовательного применения в целостную мировоззренческую систему.

Наряду с этим движением вглубь значительная часть усилий пифагорейцев, причем также во все возрастающей степени, была направлена на движение вширь. Они не просто высказали и зафиксировали (как это сделали другие греческие натурфилософы) свое высшее основоположение «число есть сущность всех вещей», но и чрезвычайно последовательно, причем во все возрастающей степени, стремились применить и фактически применили свою философему к осмыслению самых разнообразных явлений реального мира.

Надточаев А. С.
Разместил: Пифагореец Дата: 26.10.2010 Прочитано: 14549
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4

Дополнительно по данной категории

01.03.2011 - Пифагореизм. Общая характеристика
17.11.2010 - Пифагорейский союз
15.11.2010 - Философия пифагорейцев
14.11.2010 - Число как сущность вещей
10.11.2010 - Пифагорейская космология

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы