|
Взаимосвязь философского и частнонаучного в пифагореизме |
---|
Логично предположить, что следующий познавательный шаг был бы шагом теоретической, общеметодологической рефлексии над этими различными по форме и содержанию, а следовательно, :и по своей познавательной ценности и значению положениями, непосредственно приводящим к вопросу, связанному с необходимостью выявления и определения их специфики, т. е. к постановке проблемы разграничения общефилософского и специально-научного знания. Непосредственно вслед за решением задачи разграничения философских принципов и положений частнонаучного характера логически возникал бы вопрос о конкретной связи и взаимоотношении этих различных типов знания. И действительно, историческое развитие философского и научного познания привело к осознанию необходимости постановки и решения этих двух вопросов. Такого рода проблемы были поставлены Платоном и Аристотелем.
Подводя итоги рассмотрению проблемы взаимосвязи философского и частнонаучного познания в древнем, доплатоновском пифагореизме, необходимо отметить следующее. Трактовка взаимоотношения философского и частнонаучного знания в пифагореизме основывается на неявном допущении неразрывного, органического единства общефилософских принципов и теоретических концепций частнонаучного характера. Это выразилось прежде всего в отсутствии постановки самой задачи их строгого разграничения. Вследствие этого философские принципы пифагорейцев и прежде всего их основная философема «число есть сущность всех вещей» прямо использовались для выработки частнонаучных концепций — космологических, астрономических, арифметических, геометрических, физических, антропологических, психологических, медицинских и т. д., непосредственно включаясь в них и составляя их существенное теоретическое ядро. Результатом этого явились логически последовательное проведение философского принципа числа в различных областях знания и формирование достаточно развитого, универсального философско-научного мировоззрения, объективно-идеалистического по своей основной тенденции.
Хотя объективно основной принцип пифагорейской метафизики уже был ясно выделен и зафиксирован (более того, были выделены и определены его конкретные, представляющие собой ту или иную его модификацию, формы, конституировавшиеся на различных этапах эволюции пифагореизма), тем не менее в пифагореизме, по крайней мере в его древней форме, было далеко не полностью осознано то обстоятельство, что этот принцип представляет собой всеобщую, высшую форму знания, занимающую особое, исключительное положение по отношению к знаниям частнонаучного характера и имеющую своеобразное, отличное от последних значение и смысл. Своеобразие философского принципа выяснится несколько позднее, в диалогах Платона и трудах Аристотеля, которые, поставив проблему оснований универсальности философского знания, подвергнут специальному теоретическому рассмотрению его природу, а в связи с этим и природу частнонаучного знания. В ходе этого рассмотрения определится не только экстенсивная, но и интенсивная характеристика философских принципов, т. е. характеристика их в качестве последних, предельно глубоких форм постижения мира как целого. В связи с этим будет поставлена и по-своему (вполне удовлетворительно для той стадии культурно-исторического развития) решена задача определения специфики философского познания и его соотна шения с частнонаучным познанием. Кроме того, в учении Пла тона со всей определенностью будет сформулирован вопрос о специфике философского метода исследования по сравнению с методами и приемами познания, свойственными частнонаучным дисциплинам.
Следует, однако, подчеркнуть, что при всей незрелости и неразвитости общеметодологической рефлексии в пифагореизме различение философского и частнонаучного знания и трактовка вопроса о форме их взаимосвязи проступают уже более ясно и определенно, чем в учениях милетцев. Можно констатировать, что в процессе эволюции пифагорейского учения во все возрастающей мере осознавалась необходимость основательной разработки собственно философского элемента учения. Это выразилось в последовательном углублении и обобщении теоретического смысла и содержания основного философского принципа «число есть сущность всех вещей». Поэтому следует признать, что в пифагореизме как целостном учении на всем протяжении его существования и развития существенное внимание уделялось прежде всего углубленной разработке общеметодологического основания учения, универсального метода осмысления, способа концептуализации, развернутого в результате своего последовательного применения в целостную мировоззренческую систему.
Наряду с этим движением вглубь значительная часть усилий пифагорейцев, причем также во все возрастающей степени, была направлена на движение вширь. Они не просто высказали и зафиксировали (как это сделали другие греческие натурфилософы) свое высшее основоположение «число есть сущность всех вещей», но и чрезвычайно последовательно, причем во все возрастающей степени, стремились применить и фактически применили свою философему к осмыслению самых разнообразных явлений реального мира.
Надточаев А. С. | Разместил: Пифагореец Дата: 26.10.2010 Прочитано: 14549 | | |
|
|
Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице<< 1 2 3 4 |
|
Дополнительно по данной категории |
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|