Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1354
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Взаимосвязь философского и частнонаучного в пифагореизме

Очень часто ученые, особенно математики, высказывают точку зрения, согласно которой пифагорейское учение есть своего рода «математическая, или математизированная, философия», т. е. философия, построенная на основе собственно математических (арифметических и геометрических) понятий и отношений.

В свете этой точки зрения пифагореизм выступает как одно из проявлений более общей тенденции превращения математического знания в орудие и метод философского исследования. Профессиональные философы, начиная с античности, культивируют иную точку зрения на сущность пифагорейского учения, согласно которой пифагореизм есть собственно философская система, в которой математика имеет важное, однако не определяющее, а подчиненное значение по отношению к более общим, универсальным и фундаментальным философским принципам. Что же в действительности представляет собой пифагореизм?

Правильное разрешение поставленного вопроса, являющееся вместе с тем существенной предпосылкой для адекватного понимания и определения характера и формы взаимоотношений философского и специально-научного познания в пифагореизме, возможно лишь при строгом соблюдении двух важнейших методологических требований, вытекающих из принципа конкретности истины и принципа историзма. Принцип конкретности истины предполагает рассмотрение древнепифагорейского учения как целостного духовного образования, взятого в органическом единстве всех его элементов (философского, специально-научного, религиозного и т. д.). Принцип историзма требует тщательного учета не только конкретно-исторических и познавательно-теоретических условий, в которых происходило становление первоначальной формы учения, но и исследования процесса его эволюции.

Конкретно-историческое рассмотрение пифагорейского учения в целом показывает, что обе указанные точки зрения на характер взаимоотношения в древнем пифагореизме философского и математического элементов имеют свое историческое и логическое оправдание. Однако при этом они обладают различной познавательной ценностью и значением, поскольку в их основе лежит различное по глубине понимание смысла и существа пифагорейского учения в целом.

Точка зрения, согласно которой пифагорейское учение есть своего рода «математизированная философия», имеет под собой следующие основания. Во-первых, действительно, исторически и логически специально-математические исследования Пифагора и его учеников составили исходный пункт и первоначальную теоретическую основу формирования пифагорейского взгляда на мир, согласно которому в основе всех вещей и Вселенной в целом лежат числа и числовые соотношения. Логично поэтому предположить, что на самом раннем, начальном этапе своего возникновения пифагорейское учение представляло собой прямую, непосредственную абсолютизацию математических (главным образом арифметических и в меньшей степени геометрических) понятий и отношений, возведение их без какой-либо переработки и переосмысления в ранг универсальных принципов познания природы всего существующего. Кроме этого генетического основания, справедливость которого отмечал уже Аристотель, трактовка пифагорейского учения как «математической», или «математизированной», философии имеет и существенное содержательно-теоретическое основание. Оно заключается в том, что в основе всех специальных, частнонаучных теоретических построений древних пифагорейцев (в их- космологической, акустической, антропологической, психологической, этической и других теориях) непосредственно лежат числа и числовые соотношения в их арифметическом смысле. Таковы, в частности, 183 мира Петрона, образующие структуру Вселенной, в форме равностороннего треугольника; десять сфер Вселенной, вращающиеся вокруг центрального огня; числовые, чисто арифметические соотношения звуков, характеризующие интервалы основного тона, октавы, кварты и квинты; числовые арифметические соотношения, характеризующие различные этические добродетели; числа, характеризующие структуру человеческого тела и души, и т. д.

Однако этими двумя моментами, т. е. возможностью собственно арифметической трактовки числа в первоначальной форме учения и чисто арифметической трактовкой чисел в пределах специальных теоретических построений, и ограничивается, на наш взгляд, справедливость точки зрения на древнепифагорейское учение как на «математизированную философию», т. е. универсальное учение, построенное на основе собственно математических понятий числа и числовых соотношений. Более общий, целостный и глубокий взгляд на сущность пифагорейской доктрины и на формы ее конкретного воплощения на различных этапах эволюции этого учения не только выявляет ограниченный характер первой точки зрения, но и приводит к принципиально иному пониманию всего содержания пифагореизма и места в последнем собственно математического элемента.

Логично предположить, что на самой ранней, изначальной стадии своего становления пифагорейское учение формировалось на основе прямой, непосредственной абсолютизации математического знания, возведения собственно математических понятий и отношений в ранг универсальных, предельно глубоких принципов понимания и объяснения всего существующего. Причем на этой стадии, видимо, полностью отсутствовало сознание какой-либо возможности умозрительно-теоретического осмысления самой природы математических чисел, отсутствовало то, что получило впоследствии название философско-методологической рефлексии.

Разместил: Пифагореец Дата: 26.10.2010 Прочитано: 14515
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

01.03.2011 - Пифагореизм. Общая характеристика
17.11.2010 - Пифагорейский союз
15.11.2010 - Философия пифагорейцев
14.11.2010 - Число как сущность вещей
10.11.2010 - Пифагорейская космология

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы