Оригинальность эстетики Канта во многом обусловлена его общей методологией рассмотрения взаимодействия субъекта и объекта в их теоретическом, практическом и эстетическом отношениях к действительности.
Проблемы эстетики наиболее последовательно и многосторонне рассматриваются Кантом в его “Критике способности суждения”, общей задачей которой было исследование целесообразности природы и способов ее отражения человеком.
Вначале Кант устанавливает общие черты прекрасного и возвышенного. Как прекрасное, так и возвышенное определяется не на основе чувственного удовольствия и не на основе логического суждения, а суждением рефлексии.
Завершив рассмотрение чувства возвышенного, Кант по сути завершил типологию чувств человека. Иерархия этой типологии создается им на основании отношения человека к сверхчувственному миру, цели которого постигаются только разумом. Философ разграничил уровни чувств человека в зависимости от характера целесообразности, лежащей в их основе.
Теория художественного творчества Канта оказала огромное влияние на современную ему теорию и практику искусства, а также и на последующее развитие в западноевропейской эстетике представлений о творцах искусства.
Рассматривая природу искусства, согласно утверждению Канта, “прежде всего необходимо точно определить различие между красотой природы, для суждения о которой требуется лишь вкус, и красотой [произведения] искусства, для возможности которой <...> требуется гений” (5,327).
При всей своей оригинальности и самобытности эстетика Канта создавалась не на пустом месте. Ф. В. Асмус убедительно показал, как несправедливы многие исследователи эстетики Канта, которые видели в нем “абсолютную исходную точку движения” в развитии немецкой классической эстетики.