Разумеется, в мифах часто указывается на то, что знания о мире даны богами, что, собственно, и служит причиной для современных исследователей, когда они заводят речь об инопланетянах. Апелляция к кому-то внешнему, к кому-то неизвестному и никак не познаваемому, наличие которого для человека никак не доказуемо и может быть только фактом веры, всегда была у человека. В древности это были боги, у современников - инопланетяне. Чем же отличается древний человек от современного? Мы сейчас не касаемся этой потребности человека в ком-то неизвестном, но как факт мы ее отмечаем и у древних людей, и у современных. Следовательно, мы приходим к выводу, что познание человека окружающего мира не зависит от наличия более совершенных, чем физические способности человека, приборов. Они лишь способны физически доказать то, что было понятно человеку много тысяч лет назад. Следовательно, у человека есть какие-то удивительные инструменты, которые у него были всегда, как факт, который также необъясним, как наличие жизни. Эти инструменты не требуют доказательства, и знания потому достоверны, что существуют эти инструменты, а не те современные приборы, при помощи которых лишь подтверждается понятое человеком ранее.
Итак, сознание... Я начал не с формулировки или с постановки вопроса именно потому, что для того, чтобы определять этот вопрос и саму проблематику, необходимо доказать наличие того, что требуется определить, да и самого вопроса. Теперь нам стало очевидно, что в человеке существуют не просто способности, а нечто такое, что требует пристального внимания и что пребывает в неизменности многие тысячелетия. Восприятие вещей меняется, а смысл, которым нагружает человек эти вещи - нет. Я считаю наиболее верным сравнить сознание и мышление с механизмом, подобным механизмам, позволяющим двигать рукой или ногой, потому что они выполняют задачи, которые им ставит человек - задачи познания. Как мы понимаем, что перед нами механизм? Мы видим, что вне зависимости от поставленной задачи и независимо от пользователя, механизмы выполняют то, для чего они предназначены, то есть свою функцию. Какую бы задачу, мы не ставили для сознания и мышления и кто бы ими не пользовался, они четко выполняют познавательную функцию. Мое сознание также осознает, как сознание ваше, оно выполняет тот же ряд действий, сообщаясь с мышлением и, рождая в себе язык, которым я передаю увиденное и узнанное, что и ваше. Как механизмы, мои сознание и мышление ничем не отличаются от ваших, индивидуальные черты приобретает тот, кто смотрит. Этот процесс можно уподобить ящику с волшебной системой зеркал. Тот, кто туда заглядывает, тот и формирует картинки в этой машине, более того, формируется сам от увиденного. Я об этом буду говорить далее подробнее. Сознание и мышление - механизмы для познания окружающего мира, без них, мы бы ничего, кроме себя не видели, и не смогли бы ничего в себе различать. И эти механизмы достаточно значимы, так как они формируют личность, они связаны с личностью, чтоб выявить ее индивидуальные качества, помогают создать индивидуальную картину мира, и таким образом формируют личность. Вот субъект - это нечто отделенное от сознания и мышления, но неспособное познать себя без этих механизмов. Субъект, лишенных механизмов познания, остается в том первоначальном состоянии, в котором он оказывается в бытии, то есть в том состоянии, в котором он оказывается в жизни. Он не способен познавать себя и познавать окружающий мир. Таким образом, мы делаем вывод, что сознание и мышление - это два механизма, которые способны быть обращены как внутрь, так и наружу в процессе познания, то есть способны познавать внутренний и окружающий мир и сравнивать их. При этом сознание отражает, а мышление - механизм по выработке языка. Рефлексия - есть условное связующее звено между сознанием и мышлением. Сознание отражает окружающий и внутренний мир для субъекта, и эти отражения поставляет мышлению, которое их обрабатывает и создает свой собственный язык - реакцию субъекта на отражаемые сознанием образы. И еще одно, прежде чем, как приступить к подробному рассмотрению особенностей сознания, привлекать абсолютную величину в рассмотрение механизмов сознания и мышления считаю необходимым.
|