Возможно этот центр управления, который мы называем мозгом, эволюционировал. Но что можно понимать в данном случае под эволюцией? Материалисты предлагают нам в качестве эволюционного процесса процесс развития, а точнее воспроизводства из материальной материи некую духовную, из которой и состоит сознание, мышление, а заодно и душа. Это не менее абсурдно, чем другие рассматриваемые мной постулаты материалистов. Как может то, что по сути решает куда и зачем двигается физический организм человека, развиться из него? А что же делало это тело, когда это решающий элемент еще в теле не развился? Бессмысленно таскалось по полям, размахивая руками и ногами? Итак, с производством из материи сознания мы вполне определились. Так что же в сущности есть эволюция для человека? Я допускаю, что эволюция мозга - это некий процесс, при котором материя мозга развивалась так, чтобы все нервные центры были максимально сосредоточены для управления. Да мало ли какие еще приспособления могли возникнуть в мозгу для удобства управления организмом. А как же с эволюцией сознания и мышления? Эти механизмы есть и все, их развивать не нужно, а вот научиться ими пользоваться чрезвычайно необходимо. Я считаю, что вся история человечества связана с этим освоением механизмов сознания, и думаю, что только в этом и заключается сущность проблемы эволюции сознания. Это условно можно назвать степенями самосознания. Фактически история - это осознание сознания человеком, а не просто диалог с бытием и не просто познание. О том, что самопознание и познание тесным образом связаны, мы будем говорить дальше. Здесь достаточно того, что мы поставим это утверждение как аксиому. Осознание самого процесса осознание - наивысшая степень рефлексии, которая позволяет субъекту понять не только историю, культуру и науку, как некую персональную историю, но и значительно расширит горизонт свободы, у человека появятся возможности управлять таким сложным механизмом, как сознание. Я не хочу вдаваться в подробности о том, что это может значить для истории человека и культуры, о путях развития науки, я думаю, это тема для другой статьи.
Ответить же на вопрос о материальности или нематериальности сознания или мышления можно очень просто: ни один самый совершенный прибор не зафиксировал в мозгу некой материальной "тонкой субстанции", как принято традиционно считать в современной материалистической философии, которую можно было бы принять за мышление или за сознание. Следовательно, их место нахождение неясно. Но факт их существования на лицо, то есть проверяемый опытным путем - мы способны осознавать, мы способны мыслить. Эти способности отражаются в культуре и науке, от чего последняя старается отстраниться, то есть факт существования доказан. Если наличие сознания и мышления является неоспоримым фактом и при этом место нахождение в физическом организме неясно, то следует сделать вывод о том, что в материи их вообще искать не стоит, так как они иной природы. Этот факт можно доказать при помощи мышления, то есть с использованием цепочки логических рассуждений, и при помощи опыта, то есть науки. Начнем с последнего: физика доказала, что сознание и мышление не относятся к "самой тонкой материальной субстанции", так как определены элементарные составляющие материи, сознания среди элементарных частиц не обнаружено и сами по себе они не являются сознанием или мышлением, так как функционально связаны с организмом и выполняют "работу" по организму. Более тонкой материальной среды, чем поле из этих элементарных частиц, просто не существует - так говорит современная физика. Не имеет смысла предполагать, что завтра физика получит новый опыт о более тонкой материи, как в недалеком прошлом надеялись материалисты, так как современная физика дошла до того уровня материи, где она переходит в иное качество - становится энергией, а значит и силой. Итак, следует принять как неоспоримый постулат, что они не относятся к материальной природе.
|