Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 917
Комментарии: 0

Мерцающее сознание или проблемы раздвоенного самосознания



Основания для того, чтобы считать сознание и мышление относящимися не к материальной природе, заключены в простом рассуждении о функциях материи и функциях сознания и мышления. Если рассмотреть функции мозга, то становится очевидным, что мозг "заботится" о состоянии организма, к личности он никакого отношения не имеет. Сознание и мышление "обрушивают" на человека знания о мире и, следовательно, формируют мировоззрение человека, его способности к познанию и самопознанию, то есть к организму ни сознание, ни мышление прямого отношения не имеют. Разумеется, при необходимости человек решает практические задачи о поддержании организма, но это решение происходит чисто теоретически, осуществляет это решение мозг. Допустим, человек мучим голодом и жаждой. Мышление теоретически решает проблему, которая сводится к тому, где необходимое для организма можно добыть. Но даже сам факт добычи связан с нравственными особенностями человека, так как человек определяет значение для своего "я", а не для организма того, что ему предстоит съесть или выпить. Это верно, если, скажем, еду нужно отнять у другого, или украсть и т.д., то есть каким-либо способом лишить кого-то того, что нужно человеку. Этим "кто-то" вполне может выступать и бытие, и другой человек, важен сам факт "другого", как это определили еще экзистенциалисты. Мораль, как нечто, что связано с субъектом накладывает на решение и поступки человека значительный ограничитель. Принцип его прост: "если ты хочешь, чтоб с тобой поступали определенным образом, поступай так сам", все взаимно. Область морали, нравственности, это созданные идеи человеком, то есть они имеют самое прямое отношение к сознанию и мышлению, но к физической животной жизни - никакого. Я думаю, что только в этом прерогатива человека. Следовательно, ни сознание, ни мышление не связаны с организмом. Они предлагают человеку ряд решений, из которых человек выбирает, и только тогда совершает действие. Человек управляет своими действиями и способен съесть или выпить то, о чем он принял решение. Таким образом, функционально мышление и мозг различаются и не могут являться одним и тем же или продолжением друг друга, потому что функционально различны. Подобное продолжает подобное. А ни мозг, ни мышление функционально никак не могут подходить под этот принцип. В одном случае субъект при помощи сознания и мышления принимает решение, то есть каким-то образом влияет на собственное "я", в другом - при помощи мозга действует и влияет на организм. Если отождествить "я" и организм, то, разумеется, наши рассуждения не имеют смысла, тогда мозг тождественен мышлению и имеет место только различие функций.

Для того, чтобы доказать тождественно "я" организму или нет, мы введем понятие субъекта, которое, к моему сожалению, я без объяснений уже неоднократно употреблял. Любопытно, что в традиционной формулировке наличие субъекта доказывается через его способности, то есть через наличие сознания и мышления. Сам по себе субъект никак не определен - он явлен для другого субъекта только в своих действиях, в проявлениях сознания и мышления. А сознание и мышление, соответственно, доказывается только через субъекта. Бабка за дедку... Причем субъект определяется только при наличии другого, то есть субъекта-наблюдателя, в лице которого может выступать общество, культура, наука. Нет наблюдателя - нет субъекта. А это, как известно, антинаучный постулат. В любом случае мне самому для осознания своей субъективности другой ни к чему. Но при этом я, как и каждый из нас, попадается на эту удочку культуры и науки. Другой для меня существует не как я сам, а условно, я могу сказать, что кто-то "другой", или "такой же, как я", только по его действиям или выявленным способностям в культуре, еще точнее - по языку. Если этого по каким-то причинам не происходит - субъекта для меня не существует, я не обращаю на него внимания. (Оглянитесь вокруг, как много для нас не существует, для нас часто даже не существуют наши близкие, мы вообще редко замечаем кого-то, кроме себя.)

Разместил: Философ Прочитано: 61231
Распечатать

Всего 1 на 37 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 37 >>

Смотрите также связанные новости

21.12.2023 - Особое родительство. Что нужно знать про аутизм.
16.02.2012 - Наука и лженаука
15.06.2011 - Теория познания? Это очень просто!
13.09.2010 - Устройство мира глазами философов
13.09.2010 - Вселенную конструируют философы

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы