Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1429
Комментарии: 3

Мерцающее сознание или проблемы раздвоенного самосознания



Ощущение мира, наполненного субъектами, такими же, как человек, говорит о том, что человек не мог представить себе, что в мире есть что-то еще, отличное от него. Более того, человек не понимал, что представление о каком-то объекте в бытии и сам объект есть не тождественные, а абсолютно разные вещи. Реальный объект есть реальность бытия, а образ этого объекта в сознании - отражение, реальность сознания, в котором проявляется реальность субъекта. Это не две альтернативы, а две реальности, одна связана с другой, но я не хочу говорить о том, какая из этих реальностей первична, хотя кажется очевидным, что реальность субъекта по отношению к реальности бытия вторична, так как реальность субъекта связана со способностью сознания отражать бытие. Напрашивается вывод, что реальность субъекта - есть отражение реальности бытия. Но это ложное утверждение, так как неизвестно, что существовало ранее: реальность бытия, не способная себя осознать, или реальность субъекта, который в ней появился для того, чтобы осознать ее и заодно себя. Это вопрос онтологии и антропологии.

Итак, первая степень осознания - субъект идентифицирует себя с бытием, а бытие с собой. Я имею право сделать вывод о том, что можно найти в каждой мифологии, - для человека в мире все объекты обладают сознанием и тем, что делает субъекта субъектом, о чем человек не знает. Факт обожения объектов окружающего мира говорит о том, что человек не хотел и не мог увидеть вокруг себя ничего иного, кроме себя. Он смотрит в мир, как в зеркало, где видит только собственное отражение, а думает, что видит духи всего живого на земле, но главное он выделил - то, что связано непосредственно с жизнью, способность осознавать и субъективность, как факт. Это происходит потому, что субъект еще не способен понять какую-то иную форму жизни, отличную от него самого, то есть не наделенную субъективными качествами, сознанием, формирующим их. Это не проблема субъекта, просто таким образом он находит себя в бытии, он находит свое положение, познает самого себя и в этом познает окружающий мир. Он не может вокруг увидеть ничего, кроме субъективного существа. Поэтому человек видит вокруг себя богов. Человек никак не понимает существование богов, просто констатирует факт - наличие себя вокруг, не отдавая отчета в том, что его понимание есть его собственное отражение в мире. В самом деле, как можно что-то выделить в мире, аналогов чего у человека не имеется, когда он еще абстрагироваться сознательно не может, отличать свое "я" от другого тоже, а субъект от объекта подавно? Причем человек может сравнивать только по тому, что есть у него - это для человека единственный достоверный материал. Человек понимает как устроен он сам, точнее у него есть механизм этого понимания, и он в мире видит свое отражение, то есть проецирует понимание собственной субъективности на окружающее. Разумеется, то, что человек проецирует, - он этого не понимает. Степень самосознания достаточно мала, но процесс происходит. Значит, я могу сказать, что имею дело с механизмом, который вне зависимости от степени самосознания дает человеку ту картину, которую тот может увидеть, то есть картину самого себя в мире. Взаимосвязь сознания, как механизма, и самосознания, как степени самопознания, человека очевидны. Если бы самосознание было не степенью, а механизмом, то человек бы понимал, что его взгляд на вещи - есть проекция собственной личности. Вероятно, было бы по-другому, человек бы сразу имел высокую степень самосознания и внутренний рост, вообще внутренние проблемы отсутствовали, рефлексия была бы в той стадии, которая не требует развития. Я думаю, что и свобода, как феномен, присущий субъекту, отсутствовала, так как степенью самосознания, шагами человека в этом направлении, она и определяется.

Разместил: Философ Прочитано: 61393
Распечатать

Всего 1 на 37 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 37 >>

Смотрите также связанные новости

21.12.2023 - Особое родительство. Что нужно знать про аутизм.
16.02.2012 - Наука и лженаука
15.06.2011 - Теория познания? Это очень просто!
13.09.2010 - Устройство мира глазами философов
13.09.2010 - Вселенную конструируют философы

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы