Перед нами совершенно отчетливо наметился процесс самосознания человека, который можно, как я это сделал, разбить по степеням, потому что последняя есть наивысшее проявление первой. Этот процесс самосознания можно назвать эволюцией, так как есть степени развития. В начале я не отдаю отчет в том, что кроме меня есть еще кто-то и все, что со мной происходит, все, что я вижу вокруг себя - все это есть только "я", потому что осознается это только в этом "я". Затем я начинаю разделять и сразу же вырабатываю свое отношение к другому "я", далее я понимаю, что мое восприятие другого "я" не должно зависеть от того, как это принято сегодня в культуре и социуме. Эта градация степеней самосознания отчетливо видна в культуре, и каждый человек ее может проследить на собственном развитии от младенчества. Таким образом, это и культурный, и личностный опыт.
А вот что мы можем прочитать относительно эволюции сознания в словаре: о том, что сознание способно развиваться в процессе трудовой общественно-производственной деятельности. Это уже интересно: не было сознания и вдруг кто-то стал трудиться, и тут же возникло сознание, потом память, отделилось мышление. Или вообще как это происходило? Почему-то для души, сознания и мышления придуманы и бездоказательно взяты "с потолка" эти утверждения в до боли знакомой со студенческих времен формулировке. Эволюция сознания объясняется тем, что человеку почему-то было необходимо "в процессе изготовления орудий производства и воздействия на природу" раскрывать свойства предметов, отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, выявлять необходимые и закономерные связи явлений. Более того, "в процессе труда человек осознает также свое собственное отношение к окружающей его среде, к людям, участвующим в процессе производства. Так как сознание возникает лишь на базе общественно-трудовой деятельности, то даже самые высшие животные лишены его. Наличие сознания предполагает способность действенного, осознанного отношения к окружающей среде, которая дает возможность выделить себя из среды, определить свое отношение к ней, организовать целенаправленную трудовую деятельность". Но не только трудовая деятельность виновата в возникновении сознании, но и неизвестно откуда взявшийся язык. В формулировке сознания из философского словаря Н. Розенталя, "развитие психики животного составляет лишь предысторию человеческого сознания, возникновение сознания связано с возникновением языка, который так же древен, как и сознание; формирование языка оказало огромное влияние на формирование и развитие сознания; звуковой язык является одной из тех сил, которые помогли людям развить свое сознание, свое мышление". Язык в данном случае выступает как равноправный механизм, наподобие сознания или мышления. Но откуда он взялся и чем он характеризуется совершенно непонятно. Он выступает как некая данность: язык формирует сознание, сознание формирует язык. Бабка за дедку, а дедка вместо внучки, хватается опять за бабку. Так они и закружились в вечном процессе эволюции, и непонятно кто кого формирует. Свалено все в одну кучу и непонятно где язык, где сознание и что при этом эволюционирует.
|