Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 988
Комментарии: 0

Мерцающее сознание или проблемы раздвоенного самосознания



Известно, что любые произвольные действия (действия, произведенные свободной волей, от слова "произвол") или действия, считающиеся сторонним наблюдателем, мной, например, произвольными, могут быть произведены тем, у кого есть сознание, мышление и свободная воля. Из этой формулировки никак не понятно, стоит ли считать субъектом также и организм плюс к действиям, которые он производит при помощи невидимого и неощутимого субъекта, или не стоит. Более того, непонятно: существует ли субъект сам по себе, или только при наличии стороннего наблюдателя, то есть условно взятого меня (здесь может быть культура, наука, общество и прочее), который, рассматривая его проявления, делает вывод о том, что если есть перечисленные качества - то это субъект, а раз этих качеств нет, значит не субъект. таким образом, получается, что субъект может существовать только при наличии кого-то другого, тоже субъекта, который способен оценить качества другого, при этом полностью отсутствует самооценка, то есть самоосознание своей субъектности. Точнее она есть, но на нее никто внимания не обращает, она вне науки. В науке есть только указывающий - "вот субъект". Сказал, и субъект уже существует. А это значит имеет смысл сомневаться в том, что сознание у наблюдателя присутствует, да и у наблюдаемого тоже, раз они оба не способны самоосознать собственное существование и определить его таким образом, исходя из самосознания субъективности. Я считаю, что субъект - это тот, кто способен самоосознать самого себя на первых стадиях развития самосознания, а впоследствии может осознавать и другого, как самого себя, когда его самосознание позволит ему без иллюзий отличать себя от другого. Последнее высказывание относительно различения себя от другого (здесь следует понимать и субъекта, и бытие) будет объяснено позднее. Я утверждаю, что субъект, как правило, пребывает в иллюзии относительно того, как он отличает самого себя от бытия. Корректнее этот вопрос можно поставить иначе: что именно в себе субъект считает относящимся к своему "я", а что к ощущениям от бытия (общества, культуры, науки - извечная троица субъекта). Как правило, собственные представления о бытии субъект принимает за некую общественную конструкцию, которой себя подчиняет, но это чистая иллюзия.

В любом случае в формулировке субъекта мы сталкиваемся с проблемой культуры и с так называемым научным подходом. Если сделать небольшой экскурс в историю человечества, а именно в ту его часть, когда взгляд человека на мир и на самого себя меняется. Если, так называемое, образное мышление было присуще человеку, который был погружен в окружающий его мир, и не отделял в своем сознании самого себя от мира, принимая один за другой и наоборот, то другой тип мышления следует назвать научным. Известно, что образное мышление - это определенный способ взгляда на мир, не тип мышления, не степень его развитости, не следствие какой-то эволюции, а просто определенный взгляд на мир в процессе самосознания человека. Процесс самосознания в данном случае единственное, что эволюционирует. Я хочу сразу выдвинуть несколько постулатов, которые я в дальнейшем буду определять. Во-первых, я считаю, что механизмы мышления и сознания, которые существуют у субъекта как данность, остаются одни и те же и используются в зависимости от субъекта, точнее от степени самосознания субъекта. Иными словами, если субъект не способен отделять себя от окружающего мира, и понимает его как собственные проявления, а собственные состояния, как проявления мира, и если он способен отличать свои проявления от мира и свои образы от мира, то механизмы мышления и сознания никак не меняются, они создают субъекту картину мира такой, какой тот хочет ее видеть. Именно это и называется - степень самосознания. Вследствие этого, о сознании и мышлении имеет смысл говорить как о неких механизмах субъекта. И это уже, во-вторых.

Разместил: Философ Прочитано: 61319
Распечатать

Всего 1 на 37 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 37 >>

Смотрите также связанные новости

21.12.2023 - Особое родительство. Что нужно знать про аутизм.
16.02.2012 - Наука и лженаука
15.06.2011 - Теория познания? Это очень просто!
13.09.2010 - Устройство мира глазами философов
13.09.2010 - Вселенную конструируют философы

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы