Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1421
Комментарии: 0

Мерцающее сознание или проблемы раздвоенного самосознания



Здесь имеет место феномен культуры: различие что мое, а что не мое. Или иначе, что есть "я", а что не есть "я". В античности этот вопрос решался просто: родственник, значит "я", не родственник, враг - значит "не я". С "не я" обращались жестоко, Одиссей у Циклопа не только единственный глаз выколол, но и лишил единственного, что было ему дорого, что относилось к пристрастию его "я" - стада овец, тем самым сделал его самым несчастным на земле. И при этом Одиссей считал себя героем, так его считали в культуре. А чем он лучше этого Циклопа, который просто хотел его съесть, потому что по натуре своей питается людьми? В моем доказательстве возник термин "не я". Он возник самопроизвольно. Его обоснованность заключается в том, что необходимо различать "я" от другого, потому что на земле, кроме моего "я" существуют еще и другие, более того, мое "я" с ними находится в контакте. А, следовательно, мне необходимо понять, что это другое "я" или "не я", которое способно переживать мир, так же как и я. Но как для "я" решить, кто другой, который нуждается в сопереживании и участии, то есть в принятии в мир "я", это "другое я" и в то же время "не я", так как этот кто-то мной все-таки не является.

Я привел пример из античной культуры, отражающий самосознание, потому что он достаточно ярко характеризует это состояние отличий "я" от "не я" и достаточно распространен. Все героические эпосы повествуют о том, что человек научился различать свое "я" от другого, более того, нужно было принять решение о том, как относится к этому другому "я", какие критерии для этого могут существовать. Разумеется, критерий родства оказался самым важным. Человек после этого совершает другой шаг: понимает, что другой, это тоже "я", вне зависимости от родства и от каких-то социально-политических критериев. Социально-политическое определение человека не может играть большой роли в самоопределении и тем более в понимании того, что другой человек, вне зависимости от нации, культуры, политики и социальной жизни - это тоже человек, то есть некто, кто говорит себе "я". Это пришло в культуру только с принятием христианского мировосприятия, где главный идеологический аспект был вне культуры и обращен только к каждому "я". Отличие собственного "я" от другого "я" и вообще от мира был чрезвычайно важный шаг в культуре. И если бы он был совершен неосознанно и в самосознании существовал как некоторая социальная идеологема, которой следует придерживаться, как внешний политический закон, определяющий права и обязанности перед государством и обществом, то это было бы только частью культуры, одной из ее форм в процессе эволюции. Это не так во-первых, потому, что этот сознательный процесс происходит с каждым человеком, и следовательно, это проблема индивидуальная, отражение которой мы отчетливо можем наблюдать в древних культурах; а во-вторых, потому что если для человека другое "я" это только социальный объект, то отношение к нему может быть выражено самопроизвольно: меняется социальная ситуация - меняется отношение.

Благодаря процессу, происходящему в сознании, и отраженному в культуре, я вполне могу сделать вывод о том, что происходит со мной и что конкретно во мне формирует мое мировоззрение, и где среди этого мое самосознание, а где предоставляемые для этого механизмы. Итак, на лицо такой процесс, который я условно могу разделить на циклы:

а) я не могу отделить мое "я" от окружающего мира;

б) я способен отделить свое "я" от другого "я" и мира;

в) я предполагаю, что другое "я" подобно мне и потому мне необходимо соотносить себя с этим "я" таким образом, чтобы почувствовать другое "я", как собственное.

Разместил: Философ Прочитано: 61318
Распечатать

Всего 1 на 37 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 37 >>

Смотрите также связанные новости

21.12.2023 - Особое родительство. Что нужно знать про аутизм.
16.02.2012 - Наука и лженаука
15.06.2011 - Теория познания? Это очень просто!
13.09.2010 - Устройство мира глазами философов
13.09.2010 - Вселенную конструируют философы

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы