Замечаю, что я тоже нахожусь в контексте культуры, и одно доказываю при помощи другого, но у меня есть одно оправдание, я это делаю сам в себе, не привлекая стороннего субъекта для определения моего бытия и существующих во мне механизмов, то есть я не привлекаю мощных общественно-научных разработок по этому поводу, я также не апеллирую к известным философам, известность которых чисто социальный фактор. Я этого не делаю сознательно, так как в данном исследовании можно опираться только на собственные ощущения, как единственные достоверные, и в данном исследовании мой объект - я сам. Другие - это сторонние наблюдатели, и в рассуждении они лишь возбудят ненужную дискуссию по поводу, и я перестану заниматься исследованием, и займусь доказательством своей правоты, что, по меньшей мере, не рационально, и к подлинной науке имеет мало отношения. К обществу в данном случае я отношусь достаточно странно по той простой причине, что оно для меня прежде всего - собрание не личностей, а субъектов, и каждый субъект, находясь в самом себе трактует общественные истины по-своему. А количество тех или иных голосов за одного философа или за другого - чисто временная константа: сегодня это так, завтра по-другому, послезавтра - по-третьему. Общество как таковое растворяется, и я остаюсь один на один с бытием и прислушиваюсь к голосам, доносящимся от других субъектов. Призываю всех остальных сделать то же самое - это честнее по отношению к другим, когда вместо обезличенной массы мы способны увидеть человека. Считайте это лирическим отступлением, высказыванием кредо автора. В-третьих, только субъект способен преодолевать какие-то ступени, значит только здесь может идти речь об эволюции, если вообще это понятие здесь уместно. Я не отделяю процесс самосознания от субъекта, стараюсь избежать определения степени, тем не менее, это происходит. У меня получилась следующая картина: существует субъект, у которого есть два механизма, сознание и мышление, вследствие их существования возникает такой феномен как самосознание у субъекта. И это самосознание меняется, что можно условно считать эволюцией. При этом сам субъект преображается - он учится рождать желания, образы, ощущения, мысли, при этом возникает его собственный язык, как феномен, и таким образом формируется его личность, то есть то, что в конечном счете будут считать его индивидуальным субъективным. Стало быть, формируется индивидуальность, рождается единственная и неповторимая личность, точнее она обнаруживает свои качества, осознает их и учится выражать. И именно в этом я вижу единственное назначение человека. (Но это опять из области лирических отступлений.)
Доказывать жесткость такой структуры я буду следующим образом: я собираюсь опираться только на собственные ощущения и самосознание собственных внутренних процессов, не прибегая к известным формулировкам, сложившихся в культуре. В данном случае диалог между мной и каким-либо другим философом не нужен. Мне необходим для доказательства только диалог с самим собой. Прежде всего, надо начать с того, что в сущности есть субъект. Субъект - это тот, кто может о себе сказать "я", кто не способен (читать - пока не умеет) понимать, что в мире есть кто-то еще, кроме него. В этой формулировке существует на первый взгляд вполне дерзкое утверждение о том, что никого, кроме собственного "я" не существует. Объективно мы никого не можем почувствовать, кроме себя, мы никого, кроме себя вообще не знаем, все остальные для нас чистые абстракции и нечто внешнее, что познается лишь теоретически. Иными словами, я теоретически допускаю, что другие субъекты вокруг меня существуют, так как они ведут себя как субъекты, что я узнаю по их выражению в культуре, но что в сущности они другие чувствую я не знаю, и лишь по выражению могу сравнить с тем, что чувствую я и сопоставить. Теоретически мы знаем, что кто-то другой, кроме нас существует в мире, и это дает нам какие-то ощущения или знания, как все остальное в мире. Поэтому кто-то, для нас соотнесен с окружающим миром. И мы в данном контексте можем только отличить свое "я" от внешнего мира. Мы можем и способны сопережить такому же, как и мы, субъекту, если мы понимаем, что он такой же "я", только другой. Мы только обладая способностью не отличать свои переживания от переживаний другого субъекта способны на сопереживание.
|