И это еще полбеды, человек, рефлексируя, создает новые языки, поясняющие те, от которых отчужден, - язык поэзии, язык музыки, имитируя язык птиц и язык животных, пытаясь постичь то, что лежит в самом начале, в основании жизни. Возможно это единственная панацея от отчуждения, потому что именно она позволяет человеку, не познавая одних, создавать другие и уже через них познавать то, от чего отчужден. Иными словами, через внешний и отчужденный объект, созданный человеком, можно познать то, что органично, и то, от чего отчужден. Мы не говорим о причине, но мы знаем, что это наше начало.
Знание нашего начала позволяет нам органически ощущать начало мира, ощущать Другого. И этим Другим для человека всегда является Бог. Свобода - это то, что дается нам от Него и то, что формирует нашу индивидуальность, позволяя из множества вариантов выбрать один единственный, приемлемый вариант. Возможно что-то не случится, но появится один единственный образ. Выбранный нами из великого многообразия, которому мы соответствуем. Человек, как и Бог, создает многообразие: Бог в мире, а человек в самом себе. Но человек не может ощутить свое многообразие, если не услышит многообразия Бога. Это своего рода возвращение и преодоление отчужденности.
Значит, язык - это искусственное преодоление отчуждения, а поиски Бога - естественное, так как язык - это создание человеком некого стороннего наблюдателя, через который познаются иные языки: божественный и собственный; а поиски - это поиски начала начал мира и самого себя, это уже вне языка, это больше языка, это дословное состояние человека. Получается, что человек находится между словом и дословным, и его индивидуальность формируется именно в этом странном пограничном состоянии, формируется в выборе между одним и другим.
Понимание субъекта и объекта в этом пространстве становятся вообще вещами иллюзорными и перестают существовать как категории и понятия. Как изнутри, из личности человека можно познать то, что находится вне личности, можно лишь составить представление и познать это представление, можно даже врезаться в материальную сущность объекта, но при этом сущность, как бытие, всегда ускользнет от человека. Человек не может быть снаружи самого себя, следовательно, даже материальное познание объекта до его мельчайших частиц не даст ему возможность понять как устроена жизнь в его существе, так как жизнь находится не в физическом естестве объекта. Концепция субъекта об объективности - это картина самого субъекта, его отражение. Точнее в отражении объекта человек видит самого себя. Это будет продолжаться до тех пор, пока человек не научиться постигать или проникать за материальное естество объектов видимого мира, а возможно научится преодолевать свое представление о материи, поняв, что суть находится совершенно в другом месте и познавать следует ее. Пока человек находится в замкнутом кругу собственных отражений-представлений о мире, бытие будет ускользать.
|