Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1132
Комментарии: 0

Три опуса о языке



Проблема современной философии - это воистину проблема языка. Культура высказывания мысли изжила себя. Когда 200 лет назад философ ушел от языка математических формул и поэтических ямбов он попытался создать свой собственный язык, язык высказывания мысли. Он родился в лоне немецкой философии, до этого он либо сливался с математикой и физикой, как у Лейбница или Вольтера, либо превращался в поэзию, как у Августина или Данте. Как только сформировались методы познания, так вместе с ними возникли и определенные формы языка.

Логичность метода познания, его бескомпромиссность, его формальная последовательность - все это перешло по наследству в язык философии. И если еще у Канта и Гегеля язык живой, то последующие философы вынуждены были выбирать между языком и свободным изложением. И причастность к языку, то есть к определенным языковым формам, решала причастность к философии. Философией стали называть только те опусы, которые изложены определенным типом языка, сложность языка вызывала уважение и требовала внимания, все остальное выносилось за грань философии. Язык стал судьей, который сортирует философов от не-философов, определяя причастность не к философии как таковой, а к определенному стилю языка.

Профанность такого философского подхода и самого языка раскрывается перед нами только сейчас, когда мы оказались в тупике, отбрасывая от философии подлинных философов, свободных в формах изложения, отгораживаясь от них философами-формалистами, то есть любителями языка, иными словами, паразитами от науки. Паразитирование заключается в том, что философия, которая следует за языком - это уже философия языка, а не сама философия. Философия теряет свою основную цель - поиск сущности вещей, но приобретает механизм высказывания мысли о том, что этот поиск сущностей с помощью языка невозможен - ускользает.

Язык сам по себе ничего не решает, но став единственной мерой причастности к философии он сделал ее привязанной не к смыслам, а к самому себе. Эта привязанность повернула философию в другое русло. «Философом» стали называть человека, который не смотрит в суть вещей, а который умеет грамотно пользоваться языком выражения собственной мысли по какому-то поводу. Отсюда и рождается профанация и профанность как таковая. Философ - человек языка, а не человек смысла. Цель философии изменилась. Потеря цели повернула философию в социальное русло, то есть в создание определенной замкнутой культуры философского языка, а не философии как таковой.

Противостояние языку в философии стало актуально только сегодня, когда значение слова «философия» стало иметь множество вульгарных смыслов, связанных с профанацией науки, бессмысленным и пустым размышлением, словом, стала общественно приемлема по отношению к философии следующая формула: философия - это способность из ничего делать что-то, к примеру делать деньги, бессмысленно философствуя. Само имя «философ» превратилось в ругательство и в синоним слова «бездельник». Разумеется, философия переживает такие периоды, к примеру, в античности, во времена Сократа и Платона философия воспринималась именно так - Аристофан в своей пьесе «Облака» высмеивает философию как таковую и философские подходы Сократа, даже форму его философии - диалог, считая его пустым и бессмысленным формализмом, цель которого запутать мыслящего человека. Возможно, это периоды, когда созданные методологии познания и формы языка начинают мешать философии и поэтому появляется новый тип или способ постижения истины, который сначала воспринимается как нетрадиционный, но затем становится «классическим». Вульгарное восприятие философии Аристофаном и теми, кто придерживается его точки зрения, не мешает однако историкам считать именно это время «золотой порой» философии, ее расцветом и классическим периодом. Возможно и современность будет в будущем восприниматься как время рождения нового языка философии, ее обновления, а возможно и временем ее нового классического периода.

Разместил: Философ Прочитано: 20139
Распечатать

Всего 1 на 10 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>

Смотрите также связанные новости

24.12.2010 - Бытие и язык, который дразнится
01.10.2010 - ПРОТОЯЗЫК КАК ОН ЕСТЬ
20.02.2010 - Лингвистическая катастрофа
20.02.2010 - К семиотике философии
17.02.2010 - Телесность человека как основа его жизни и единства с природой

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы