Возможно человеку стоит изменить критерий познания и перестать воспринимать объекты мира как нечто внешнее, ощущать только их оболочку, их поверхность, даже многообразие их состояний, а понять, что все смыслы сходятся в другом месте. И ощущение от какого-то объекта - это важнейшее, потому что приобщает к бытию. Это своего рода взгляд изнутри, человек ведь всегда старается приобщить весь мир к своему внутреннему бытию, создавая картины мира и вписывая в них все, что он видит. А с другой стороны, что может человек увидеть, кроме своего внутреннего бытия? Ничего. А, стало быть, ничего - это пустота и смерть, а значит вне бытия. Но стоит ли смотреть на это ничего, раз все равно ничего нельзя увидеть?
Возможно, что это «ничего» и есть обличие, поверхность бытия, если мы его ощущаем за пределами бытия. Разве поверхность может быть личностью? Личность - это что-то сродни сущности, а значит она сама окружена поверхностью «ничто». Она есть сама по себе бытие. А это значит, что она имеет свою поверхность, свой внешний вид, который парадоксален - ничего нет, а как хорошо выглядит! Но личность и ее внешний вид отчуждены друг от друга также, как и все остальное, и также ищут друг другу подъездные пути.
В поисках путей соответствия одного другому, личности и ее личины, встает не только проблема языка, но и соответствия внутреннего и внешнего, материального и идеального. Если углубляться в материю, то за ней невозможно разглядеть из чего состоит та жизнь, которая оживляет эту материю. Она станет жизнью и погрузить человека в свою плотность и задушит в своих объятиях, потому что ни легкости, ни воздуха, ни любви в этом уже не будет. Субъективность всегда соседствует с идеальным, которое познается в выборе. Мы всегда выбираем между материальным или идеальным, которое еще называют духовным, потому что наши желания этих двух природ и они по-разному говорят об этом. Что-то нравится нам, что-то нравится нашему телу, - вот он критерий выбора. Выбор - это не состояние, в которое погружается человек, созерцая множество моделей машин или одежды.
В этом выборе не следует разделять желания потому, что духовное проявляется в материи, а материя полна духовным, но при этом желания не смешиваются. И желание любви - не может вмещать одновременно и духовное стремление к единению душ и физическое вожделение тел, потому что разные цели. Достигая одной цели, мы можем не знать о второй. И это, пожалуй, самое веское доказательство этой разницы. Ее отчужденность очевидна.
Но каким может быть преодоление этой отчужденности пока неясно. Возможно совершенно новое состояние человека, способного преодолеть это отчуждение и будет великой панацеей, излечивающей отчуждение человека с самим собой и миром.
***
|