Ряд современных философов сознательно обратилось к поэзии, чтобы из нее почерпнуть возможность языковых манипуляций и обрести определенную степень свободы. Эксперименты со словом, обращение к тому состоянию человеческого мышления, которое существует до слова, - на сегодняшний день это те два пути, которые развиваются в философии как некие нетрадиционные формы. Эти две падчерицы на самом деле родные дети философии, но их место занял язык, - фактически, подкидыш.
Современный философ - это не историк философии, а поэт или художник, который визуально-пластически способен воспринимать и выражать идеи, а ассоциативные образы способен структурировать и превращать в идеи. При этом метаморфозность идей и образов сохраняет свою сложную структуру и таким образом появляются новые смыслы, новые формы и новые образы, то есть философия, как феникс, заново возрождается из пепла.
Часто современных нетрадиционных философов обвиняют в профанации, в антинаучном подходе. Разумеется, с точки зрения выработанных методов познания это антинаучно, но может быть стоит подвергнуть переоценке эти самые методы познания. В современной методологии познания сохранились лишь те методы, которые основаны на опыте, которые формально рациональны, то есть все результаты можно проверить: потрогать, понюхать и увидеть. Все остальные оказались отброшенными или оттиснутыми в другие области вне науки. Наука превратилась в хранительницу материальных форм бытия, собирающей его многообразие, но не ощущающей причин его, утерявшей смыслы этих форм, саму суть, потому что она иной природы, чем материя.
Первоначальное стремление науки к познанию смысла жизни, стремление к истокам бытия в какой-то чудовищной метаморфозе превратилось в хранение разнообразного хлама и поиски потерянных вещей. Наука, как старый кладовщик, давно уже забыла зачем она когда-то стала собирать все эти вещи, она их периодически перебирает и пытается составлять новые. Постмодерн - это не веяние искусства, это мироощущение человека как такового, это состояние всех областей его жизни, в том числе и философии. Проблема современной культуры и философии - это проблема языка и методологии. Выход из этого заваленного помещения множеством разных вещей может быть только один - отказ от них, возврат к первоначальной цели: поиски истоков бытия, которые лежат не материальных формах, а в ином. С этого и начинается век индивидуализма, когда человек отказывается от всего наработанного культурой и создает свои собственные формы бытия, которые находит сам в своей глубине и уже ни на кого не ориентируется.
В академическую философию пока эти веяния еще не пришли, она все еще пытается реанимировать материалистические методы познания и ориентироваться только на язык. Альтернатива пока еще на грани науки и искусства. Возможно она там всегда и была, когда человек, исповедуясь, мыслить о мире и себе, выражая это в поэтической форме, и какой-то историк философии счел это знаменательным и важным, приобщил к философии. Вчера это было еще частично возможно: Августина почитают в философских кругах, но сегодня это возможно только при обилии классических и традиционных трудов, и тогда подлинное размышление, выраженное в странной поэтической форме, станет причислено к философии, хотя и будет восприниматься просто шуткой философа.
|