Язык, в том смысле, в котором человек его понимает, обладает способностью к оперированию абстрактными моделями, но создание их зависит от сознания и мышления - язык здесь ни при чем. Он, сам по себе, в абстрагировании не играет роли, для этого существуют другие механизмы мышления, поэтому язык может быть вполне плодом простейшей психической деятельности животного. По существу язык - это способ передачи и сохранения информации. Но абстрагирование - это механизм мышления, а самосознание - механизм сознания, и именно эти механизмы мышления и сознания отсутствует у животных, животное не способно осознавать самого себя, не обладает памятью, следовательно, такая особенность языка, как оперирование абстрактными конструкциями, исключительно прерогатива самоосознающего сознания. Но примитивного языка никто не отменял, бытие также, как и с человеком, "говорит" с животным, просто оно не способно в полной мере воспринять говоримое. Но что-то элементарное отражается в его мышлении и закрепляется на уровне рефлексов. Этот уровень рефлексов связан не только с поведением, но и с простейшим выражением чувств, который непосредственно связан с языком. Это могут быть какие-то определенные звуки, движения и т.д. Почему у человека язык жеста мы называем все-таки языком, а у животного эту особенность отрицаем? Тем более, что доподлинно известен определенный набор звуков у животного, которые символизируют определенные его состояния и выражают какие-то чувства.
В приведенной формулировке способность абстрагирования и язык сам по себе не разделяются, а воспринимаются как нечто единое целое. Одно воспринимается как механизм другого, то есть абстрагирование считается механизмом языка, без которого тот не может существовать. Отними механизм абстрагирования, и языка нет, а то, что есть уже не язык. Считаю это представление ложным, так как идентифицировать язык и один из механизмов мышления непозволительно. Язык связан со способами выражения каких-либо ощущений, не только абстрактных моделей. "Ответ" бытию может обойтись без абстрактной модели, а сразу напрямую получить свое выражение в действительности по средством чувств. Абстрактная модель - это творческое свойство мышления, которое без языка не существует, потому что только языковыми образами способно манипулировать, но при этом от языка отделено, так как язык без модели существовать может, а модель без языка нет. Ошибочность представления о том, что абстрагирование - плод языка, связана именно с тем, что механизм абстрагирования в мышлении может активизироваться только тогда, когда мышление получает от сознания образы, то есть при наличии языка. Но вот стоит убрать эту особенность, у большинства людей, эта особенность мышления "не активизируется", или активизируется спонтанно, и "ответ" на какое-то явление в бытии может последовать незамедлительно, минуя механизм абстрагирования в мышлении, находя выход через чувства, используя простейший механизм мышления, переводящий образы в слова. Следовательно, абстрагирование, как определенный механизм мышления - акт свободной воли человека, способный активизироваться только при наличии языка, связанный с языком, но самим языком не являющийся, и тем более не парализующий деятельность языка при отсутствии.
|