Цель проявления сознания тоже не является общественной - сознание не до общества людей доносит свое понимание, это вторичная цель, прежде всего оно доносит до субъекта, с которым связано, побуждая отвечать на образы бытия своими образами, пропуская их через мышление, призывая человеку к творческому акту - анализу и выработке своих образов для ответа. И только потом субъект другими средствами доносит этот диалог с бытием до других людей. Общественные категории, социальные и общекультурные всегда вторичны по отношению к тем процессам, которые происходят в самом человеке. И внутренний диалог с бытием необходимо воспринимать как главнейший в возможности формирования языка и других культурных форм, разного рода моделей и имитаций, в основе которых всегда лежит язык образов человека, отвечающий на образы бытия.
Далее в традиционной формулировке говорится о связи мышления и языка, но при этом не описывается ее характер, так, что кажется, что это утверждение соответствует действительности. Эта связь очевидна, но дальнейшие рассуждения, выводимые из этого утверждения, повергают своей нелогичностью в изумление. Утверждается, что мышление является родителем языка, как непреложный и не требующий объяснения факт. Действительно, рефлексирующее сознание создает образ, в ответ на образ бытия, который можно было бы условно назвать "первичным", а созданный сознанием "вторичным". Этот образ, как и многие другие отрефлексированные, оказываются в мышлении, где один подставляется к другому и появляется модель-имитация какого-то явления или бытия в целом. Возникают какие-то собственные установки человека, в зависимости от модели, человек их может вырабатывать по принципу, таким образом формируется мировоззрение и проявляется индивидуальность. Говорить о мышлении, как о родителе языка ошибочно, тем более, что мышление создает модели из полученных образов от сознания не в словах, а в образах сохраняет знание о бытии. Эти образы как свой особенный "закодированный" язык между сознанием и мышлением. Если бы у мышления был иной язык, чем у сознания, они бы тогда просто не "поняли" друг друга и между ними не было никакой связи. Сознание никак не может оперировать словами, оно воспринимает образы, следовательно, мышление воспринимает эти образы и перерабатывает их, подвергает анализу не их самих, а ту систему, которая из них получается. И только потом мышление в состоянии выводить это для человека в понятный для него язык. Это вполне может быть и слово, но может быть и живописный образ, если это художник, музыкальная фраза, если композитор. Вижу острую необходимость в том, чтобы ввести краткие определения сознания и мышления, в том контексте, в котором они используются в данном тексте. Под сознанием я понимаю совокупность процессов, которые можно описать следующим образом: сознание, соприкасаясь с бытием, начинает рефлексировать; механизмом этой рефлексии является язык, который оперирует приходящими от бытия образами, создавая в ответ свои; мышление подключается в тот момент, когда возникает потребность в логическом осмыслении образов бытия. Мышление в некотором роде часть сознания, так как оно тоже вырабатывает образы, только выработка образов связана с логикой, логическим осмыслением бытия. Сознание своего рода фонд, в котором хранится вся информация об осознаваемом бытии и собственном "я". Сознание хранит как свои образы, так и образы мышления. Углубляться в процессы сознания и мышления для данного текста считаю нецелесообразным. Таких коротких определений, которых предлагаю принять как аксиомы, вполне достаточно для исследуемых вопросов бытия и языка.
|